6 июн. 2011 г.





Священные места и святыни. Здесь нужно уловить момент, чтобы в безмолвии открыть свое сердце и осознать их величие. Поверить в проявление энергии высших сил, выбравших именно это местопребывание. И обратиться в молитве божествам с просьбой о благополучии и благоденствии, о приобретении силы и мудрости.
В Бурятии с древних времен обожествляются горы, долины, леса. И, несмотря на развитие современных технологий, эта вера никуда не исчезла. Сотни людей приезжают поклониться в эти места, стремясь установить связь с сакральным местом или с божеством. И чудеса происходят. Жизнь улучшается, дела начинают идти, проходят недуги, создаются семьи, высшие силы дают детей тем, кто обращался к ним с просьбой. Соответственно в таких местах категорически нельзя пребывать с плохими мыслями, сорить, ругаться, громко разговаривать и смеяться.  
               
 
Семь сакральных мест и святынь бурятского народа
1. Сандаловый Будда – Зандан Жуу, Эгитуйский дацан, Еравнинский район.
Когда буддийские паломники из Бурятии приезжают в Индию, чтобы поклониться святыням, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, тибетские монахи часто задают им один и тот же вопрос: «Перед тем, как сюда приехать, вы посетили Зандан Жуу у вас в Бурятии?». Если отвечают: нет, то монахи разводят руками: «это величайшая святыня в  мире, она находится у вас дома, и если  вы не почитаете ее, есть ли смысл ехать так далеко?». 

Статуя в буддизме – это живой представитель божества, в данном случае, самого Будды. Почитая его статую или изображение, мы получаем благословление лично от него.
Сандаловый Будда или по-бурятски Зандан Жуу считается прижизненным изображением Будды. По легенде могущественный царь загадочной страны Уддияна по имени Прасенаджит обратился к ученикам Будды с просьбой увидеть самого Учителя и создать его статую. Будда на тот момент находился в небесах Тридцати Трех Богов, даруя там учение. Маудгальяна, его ученик, обладал сверхъестественными способностями, и поэтому без труда перенес скульпторов в мир божеств. Вернувшись, они создали из сандалового дерева в натуральную величину статую Будды. Говорят, что когда Будда возвратился в мир людей, эта статуя ожила, и, сделав 6 шагов, поклонилась ему. Великий Учитель предсказал, что статуя через столетия окажется далеко на севере, где произойдет расцвет буддизма. 

В IV веке статуя была вывезена в Центральную Азию, затем в Китай, Тибет, затем снова в Китай, где хранилась в монастыре Сандан – си (храм Сандалового Будды). В 1901 году, под занавес разгромленного боксерского восстания в Китае, бурятские казаки смогли в тайне вывезти статую из охваченного огнем Сандан – си в Бурятию, в Эгитуйский дацан.   
Сегодня именно в Бурятии есть уникальная возможность увидеть святыню буддийского мира – Зандан Жуу. Сандаловый Будда исполняет заветные желания, помогает избавиться от болезней, дарует долгую жизнь, удачи в делах и здоровья.

2. Нетленное Тело Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Этигэлова, Иволгинский дацан, Иволгинский район
В 1911 году Даши Доржо Этигэлов был избран из десяти претендентов XII Пандито Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья. И очень много сделал для процветания буддизма. Он уже при жизни обладал сверхъестественными способностями – сиддхами. Три сотни казаков, уходившие на поля русско-японской войны, получив его благословление, все до одного вернулись живыми.
Однажды направляясь в Тамчинский дацан, где пришедшие с фронта солдаты, начиненные агитацией революционеров, устроили беспорядки, Лама пересек на лошади Гусиное Озеро. Вода расступалась перед ним, не смея стать у него на пути. Увидев такое, все смутьяны разбежались в страхе.
Этигэлов был, несомненно, великим Ламой, настоящим буддийским практиком. В 1927 году он ушел в Нирвану. И, как подобается Гуру, он оставил после себя более пятидесяти книг по буддизму и тибетской медицине.
В 2002 году весь мир облетела информация о Нетленном теле бурятского ламы. После 75 лет нахождения в земле тело Этигэлова сохранилось. Хамбо Лама поставил науку в тупик, которая не способна объяснить его феномен. Он смог достичь высшего духовного уровня, благодаря которому контролирует свое тело. Вернувшись к потомкам, он знаменовал новый веху в истории российского буддизма – его подлинное возрождение.
Тысячи верующих приезжают в дни больших буддийских праздников в современный центр буддизма в России – Иволгинский дацан для поклонения Этигэлэй Хамбо. Многие из них считают, что, обращаясь ему с мольбой о разрешении трудностей, помощи и благословления, Этигэлэй Хамбо, действительно, помогает им.

3. Проявление богини Янжимы, село Ярикто, Баргузинский район   
Янжима – это покровительница мудрости, ремеслам, плодородию, искусства, матерей и детей. На санскрите ее имя звучит как Сарасвати. По преданию, изначально Янжима пришла в наш мир, чтобы даровать знания, помогающие рассеять тьму неведения.   
Во время поисков священных реликвий экспедицией лам в Баргузинской долине Пандито Хамбо Лама XXIV Дамба Аюшеев вошел в медитацию и увидел, что недалеко от него на скале проявился лик божества. Это была богиня Янжима. До этого никто ее здесь не видел.
Увидеть ее на скале не всегда бывает легко. Кроме этого разные люди видят божество в разном проявлении. Изображение хорошо видно на закате, когда яркие размывы от серовато-белого до оранжевого цвета превращаются в единую божественную картину. Те, кто мечтает о детях, по традиции оставляют здесь детские игрушки и куклы. Людям творческих профессий также приезжают, чтобы попросить благословления и покровительства Сарасвати.     
От Баргузинского дацана до священного места, подножие горы Уулзаха, нужно идти по тропе, около 500 метров. Для тех, кто в возрасте или просто хочет передохнуть, поразмышлять, путь оборудован скамейками. 

4. Чудесным образом возникшая мантра Ом Мани Падме Хунг, Аранжан, Кяхтинский район
Сакаральное место находится недалеко от дацана «Балдан Брэйбун», наследника одного из первых дацанов Бурятии, построенных в XVIII веке. Дацан был основан Первым Пандито Хамбо Ламой Заяевым, религиозный деятель, создавший условия для начала развития буддизма в бурятских степях. При нем буддизм был признан в России наряду с православием и исламом.
В 2-х километрах от дацана на скальном выступе проявились главные буддийские мантры: «Ом А Хунг» и «Ом Мани Падме Хунг». Эту мантру Бодхисаттвы Сострадания Авалокитешвары, по-бурятски Арья Баала (он воплощает всю любовь и сострадание всех Будд) называют «сокровищем мудрости» или «кратким учением». Буддисты стараются прочитать ее миллион раз на протяжении жизни.  Увидеть с первого взгляда мантры на скале сложно. Только хорошо присмотревшись видно, что как из глубины самого камня возникли священные слоги.

5. Место утренней свежести, Талын Харгана, Селенгинский район 
Первый Пандито Хамбо Лама Заяев совершил много благодеяний в пользу развития Учения Будды во благо всех живых существ. В 1776 году в местности Талын Харгана (ныне Селенгинский район Бурятии) он ушел в Нирвану. Он пообещал вернуться через 75 лет. Он сдержал обещание и возвратился в наш мир, как Пандито Хамбо Лама XIV Даши Доржо Этигэлов. 
Согласно легенде, семь лам пожелали переродиться в виде духов-защитников этого священного места. Сегодня мимо Талын Харгана проходит трасса, идущая в Монголию. В близи этой местности нередко случаются аварии и поломки, считается, что 7 хранителей наказывают тех, кто не почитает это место. 
Когда Пандито Хамбо Лама Дамба XXIV Дамба Аюшеев с ламами Сангхи искали место ухода Зая-Хамбо, чтобы установить там субурган, то долго не могли найти его. По словам очевидцев, тогда Дамба Аюшеев обратился в молитве божеству Белая Тара, и, неожиданно, в небе появилась черная птица. Когда молитва уже заканчивалась, она села на землю недалеко от священнослужителей, тем самым, указав, где находится место. После молебна у одного ламы исчезла сумка с буддийскими ритуальными атрибутами. Дамба Аюшеев сказал, что так Зая-Хамбо подтвердил правильность их выбора.
В 2008 году там установили субурган в честь Зая-Хамбо и огромные баннеры с изображением Белой и Зеленой Тар. В планах возведение буддийского комплекса, начальные работы уже начались. Это священное место с легкой руки Пандито Хамбо Ламы Аюшеева теперь называется «Место утренней свежести». Здесь буддисты молятся Белой и Зеленой Таре, одним из главных божеств буддизма. Буддисты, кто чувствует, что скоро придет время их ухода, должны обязательно побывать здесь, чтобы улучшить свою карму.    

6. Великая ступа, Джарун Хашор Чоддэн Лхахан, с. Кижинга, Кижингинский район
В живописной долине Кижинги в 1991 году была заново построена самая большая буддийская ступа в России, уменьшенная копия ступы Бодхнатх в Непале. При ее возведении во внутрь были заложены также и дары главных буддийских иерархов тибетского буддизма. Его Святейшество Далай Лама XIV поднес полное собрание буддийского канона «Ганжур» и «Данжур». Его Святейшество  Богдо Гэгээн IX отправил священные дары: буддийские тексты, мантры, 7 драгоценностей.
Великая ступа способна исполнить молитвы верующих. По своим особенностям она подобна Драгоценности, исполняющей Желания. Паломники, совершающие обход ступы, простирания, независимо от вероисповедания получают огромную пользу. Камни уложены так, чтобы принести безграничную радость людям. Великая Ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан – олицетворение Разума всех Будд и Бодхисатв трех времен и десяти сторон, несвойственное космическое тело Будд (Дхармакая), выражение милосердия ко всем живым существам.

7. Шаман-камень, одна из 9 святынь Центральной Азии, пос. Хужир, остров Ольхон  
Ольхон – это обитель хранителей озера Байкал. А Шаман-камень или Мыс Бурхан – дворец владыки острова Ольхон – Хан-Хото Баабай, спустившийся с небес на землю. Это сакральное место внешне похоже на волшебный дворец. Гора сложена из кристаллического известняка – мрамора, обладает большой силой и энергией. В скале есть пещера, в начале XX века в период распространения буддизма среди западных бурят там был установлен буддийский алтарь. Говорят, рядом со скалой в роще хоронили больших шаманов. Со священным местом связано множество табу. Одним из основных, нельзя подходить к нему, заходить в пещеру, все это особенно касается женщин (возникают трудности родить ребенка) и маленьких детей. Лучше всего остановиться у столбов на склоне и не спускаться по тропе к самой к скале, чтобы избежать неожиданных бед и проблем в жизни. Хотя к скале идут многие туристы, не взирая на ограничения, шаманы считают, что поступать так крайне нежелательно.