7 июн. 2011 г.



Вокруг Улан-Удэ

Иволгинский дацан, село Сталино 
Это центр российского буддизма. Иволгинский дацан – самый крупный буддийский храмовый комплекс в Бурятии. Резиденция XII Пандито Хамбо Ламы, главы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева. История Иволгинского дацана – это история возрождения буддизма. Он был открыт сразу после окончания войны в 1945 году.

Храмовый комплекс находится у подножия хребта Хамар-Дабан. Особенно красив летом и зимой. Приезжая сюда, чувствуешь, как остановилось время. Нет забот, волнений, лишних мыслей.

Здесь находится святыня российских буддистов Нетленное Тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итыгилова. Выразить Ему свое почтение, попросить о чем-то важном для вашей жизни можно в дни больших буддийских праздников в Иволгинском дацане. Для Него в 2000-е был построен специальный Дворец, это один из современных культурных памятников. Настоящее произведение искусства лучших  мастеров Бурятии.  

Главный храм «Цогчен» часто изображен на открытках. В нем проходят основные хуралы. Каждый храм дацана уникален по своему назначению. «Чойрын дуган», посвящен буддийской философии, «Сахюусан Сумэ» – Защитникам буддизма,  «Маанин дуган» – Бодхисаттве Сострадания Авалокитешевара (по-бурятски Арья Бала), напротив него находится закуток с настоящими живыми косулями (по легенде косули или олени были первыми, кто услышал проповедь Будды), «Майдарин Сумэ» – Грядущему Пятому Будде Майтрея (по-бурятски Майдар), «Ногоон Дара Эхэ» – великой Зеленой Таре,  «Дэваажин» –  Чистым землям Будд и Бодхисатвам, «Жуд дуган», посвящен Тантрическим учениям.

Недалеко от храма Цогчен находится здание, в котором растет священное дерево, проросшее от семян Дерева Бодхи, под которым достиг Просветления Будда Шакьямуни. 
  
Также на территории монастыря располагаются учебные корпуса Буддийского Университета, где учатся студенты-хувараки из разных регионов России, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам. Приемы ведут астрологи, эмчи, священнослужители.

Буддийский центр «Римпоче Багша», поселок Лысая Гора 
Ело Римпоче, четвертый перерожденец Ело Тулку. Из жизнь в жизнь он рождается на земле, чтобы передавать знания людям. Главные Учителя Ело Римпоче были бурятские монахи. Он приехал в 1993 году, по просьбе бурятского духовенства, в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте «Даши Чойнхорлин». Он возрождал знания, утерянные за годы атеизма.

В 1999 году, после просьб его учеников из монахов и мирян открыть собственный центр, он изложил эту идею Его Святейшеству Далай Ламе. Получив благословение Далай Ламы, на следующий год, в местности Лысая гора, Ело Тулку начал строительство храма. В 2004 году оно было завершено.

Дацан находится на возвышенности. Здесь прекрасный вид на панораму Улан-Удэ. Перед храмом белеют 8 буддийских ступ – субурганов. Архитектурный символ чистоты ума и просветления. Буддисты верят, что обход ступы по часовой стрелке дает многочисленные заслуги и мудрость, очищает от негативной энергии.

На территории дацана установлен буддийский колокол, на котором отлит текст молитвы. Его вес составляет 700 килограммов, диаметр основания 1030 миллиметров, ударный тон соль мажор. Это первый в России буддийский колокол таких размеров. Любой желающий может позвонить в него. Желательно, ударять в колокол, не раскачивая сильно его язык. Колокольный звук очищает пространство, устраняет все препятствия на пути распространения Дхармы и жизни человека.

В храме находится 6-метровая бронзовая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. Ее отлил известный китайский мастер Гу Ши Юань. Внутри статуи заложены священные реликвии, оправленные Его Святейшеством Далай Ламой: статуэтки божеств Авалокитешвары и Ямантаки, урилы и хадаки – освященные ритуальные шарфы. А также полное собрание Священных Слов Будды «Ганжур» и комментарии к нему «Данжур», привезенные из монастыря Кумбум. Сияние Золотого Будды приносит покой и гармонию.

Большая статуя защитника Учения Махакалы, изготовленная из цельного куска драгоценного бразильского горного черного хрусталя. Также вы увидите большие чётки весом в 350 килограмм, сделанные из древесины ценного африканского дерева бубинга. Они преподнесены дацану японским монахом Хаяши Хироши. 

Он вручную изготовил несколько  наборов чёток и преподнес их в дар в буддийские монастыри Японии, Южной Кореи, Монголии, Канады и России. Эти четки обладают большую положительную энергетическую силу. Для исполнения хороших замыслов, можно совершать обход, прикасаясь к каждой бусинке чёток.

Каждое лето Ело Римпоче проводит традиционные учения, читает лекции по философии и практики буддизма, дарует буддийские посвящения.


 Дацан «Хамбын Хурэ», Верхняя Березовка 
Дацан находится в местности Верхняя Березовка, любимое место загородного отдыха улан-удэнцев. Храмовый комплекс основан в 1994 году XII Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым.

Главный храм посвящен божеству – идаму Высшей Тантре Калачакре. Калачакра – колесо времени. Даровать посвящение это учение может только Его Святейшество Далай Лама, Его Святейшество Богдо-Гэгээн Джембзун Дамба Хутухта, духовный владыка всех монгольских народов и еще ряд Учителей. Особенность этой Тантры является то, что посвящения даруются при большом количестве народа.

Все, кто получил посвящения, в следующих жизнях имеют большую возможность переродиться в Чистой Земле Шамбала.

В «Хамбын Хурэ» работает факультет Дуйнхор, монахи обучаются основным канонам Тантры Калачакра, а также искусству создания Мандалы. Мандала – символическое изображение Высшего Мира буддийских Божеств. Во время посвящений ее создают из цветного песка. Это весьма кропотливая работа. После окончания посвящений Мандалу разрушают. Часть оставшегося песка бросают в реку, часть раздают верующим.

В храме находятся уникальные буддийские реликвии: позолоченная скульптура Будды Шакьямуни, резной трон из кедра, посвященный Далай Ламе XIV, буддийские иконы (танка), посвященные 25-ти Владыкам Шамбалы.

В Цогчен Дугане храмового комплекса находятся тексты священного «Ганжура». Их привезли из Индии. «Ганжур» – истинное изречение Будды, которое Его ученики во главе с Анандой собирали после Паранирваны (Ухода) Будды из этого мира.   

Буддийский женский дацан "Зунгон Даржалинг", 18 квартал Улан-Удэ.
Сегодня – это единственный в России женский буддийский монастырь. Это первый шаг к возрождению институту женщин-монахинь. Он был построен в 2000 году. На территории дацана находится ступа, в которой заложены святые мощи - следы крови и кусочек кости Будды. Внутри дацана – большая статуя Будды Шакьямуни, доставленная из Санкт-Петербурга. В 1913 году ее привез из Тибета в Россию легендарный Лама Агван Доржиев.

В районах Бурятии

Тамчинский дацан – ставка Пандито Хамбо Лам, Селенгинский район, центральная Бурятия     
В 1750 году на западном берегу Гусиного Озера был возведен Тамчинский дацан, ставший через полвека ставкой всех последующих Пандито Хамбо Лам до конца 20-х годов прошлого столетия. Из-за природного увеличения озера старейший буддийский храмовый комплекс переносили. В Тамчинский дацан устремлялись многие известные ученые и путешественники. 

В период гонений на религию от крупнейшего буддийского комплекса сохранились два малых храма: дуган Деважин (перенесен в Этнографический музей народов Забайкалья) и Аюши дуган (в Этнографический музей Новосибирска). 

С 1991 года дацан стал снова возрождаться. Перед входом в Цогчен-дуган можно увидеть легендарный «оленный камень». Его здесь называют Алтан Сэргэ – «золотая коновязь». Оленный камень – памятник бронзового века, его обычно ставили в близи могил ушедших в иной мир вождей. На нем изображены фигурки оленей с птичьим мордами и клювом.

Ацагатский дацан, Заиграевский  район, Восточная Бурятия
Дацан был построен в 1992 году у склона горы Тамхитын даба. Он является наследником прежнего Ацагатского дацана, который находился в местности Энгэр-Тугла. В 1911 году, после ухода с должности главного буддийского иерарха, в дацан приехал Пандито Хамбо Лама Чойнзон Иролтуев. При нем дацан стал крупным центром тибетской медицины в России. Лечебные травы собирались в Ацагатской долине, а также привозились из Тибета и Монголии. 

Другим известным учителем дацана является цаннид-хамбо Агван Доржиев, представитель Тибета в России и младший наставник Далай Ламы XIII. В 1891 году этот буддийский монастырь посетил цесаревич Николай II, возвращавшийся после ранения в Японии, через Дальний Восток и Сибирь. По имеющейся информации Чойзон Иролтуев после встречи с ним стал одним из лечащих врачей царской семьи.

В честь его приезда позднее был построен дуган Цагаан Дара Эхэ (храм Белой Тары). По традиции со времен Екатерины II, признавшей буддизм в России, российские правители почитались бурятскими буддистами как воплощение божества Тары.

В 30-е годы монастырь был разрушен. Строительство нового дацана началось после приезда Далай Ламы XIV. Он посетил место, где находился дацан и осветил место будущего строительства. В храм вернулись сохраненные местными жителями за долгие годы гонений тысяча фигурок Будды. 

В 1999 году при новом дацане был открыт дом-музей Агван Доржиева. В нем вы увидите подлинные старинные вещи, принадлежавшие двум духовным лидерам, в частности, обувь Далай Ламы XIII, которую привез из Тибета Агван Доржиев (в тибетском буддизме почитается даже кусочек одежды каждого большого учителя), копии страниц Тибетского атласа медицины и буддийские книги XVII-XVIII века.       

Анинский дацан, Хоринский район, Восточная Бурятия
Легендарный Анинский дацан был построен в 1775 году хоринским тайшой Дамба-Дугар Ринцеевым. В 30-е годы он был разрушен. Говорят, что для этого использовали даже артиллерию. Монастырь был известен очень сильной философской школой. Одним из выпускников был будущий Пандито Хамбо Лама Даши Доржо Этигэлов, проучившийся там, около 20 лет.

В храме находилась самая большая в Бурятии статуя Будды Грядущего – Майтрея. По материалам экспедиции 1927 года указывалось, что одно ухо статуи «не меньше роста взрослого человека в натуральную величину».

В начале 2000-х годов были найдены спрятанные еще в 30-е годы реликвии старого дацана: 350 бронзовых фигурок Будды из 1000, окружавшие статую Будды Майтрея. В высоту они – 10 см., покрыты сусальным золотом. Внутри каждой статуи находится миниатюрный молитвенный барабанчик и лекарственные травы. По мнению лам, им около 200 лет. Сейчас священные бурханы  размещены в дугане в Хоринске.

Кижингинский дацан  «Дэчен даши лхумболинг», Кижингинский район, Восточная Бурятия
Село Кижинга удивительное место. Здесь в годы гражданской войны было создано просуществовавшее два месяца буддийское теократическое государство во главе с ламой Лубсан-Сандан Цыденовым. Глава и члены правительства были арестованы по приказу атамана Семенова. 

Кижингинский дацан, наследник прежнего дацана, был построен в 1991 году и является одним из крупнейших в Бурятии. На территории 30 тысяч квадратных метров находится 4 дугана: Деважин-дуган, Сахюусан-дуган, посвященный защитникам буддизма, Маани-дуган и главный храм – Цогчен.  В 20 метрах находится пещера со скульптурой Миларепы, тибетский йогин и поэт, достигший Просветление за одну жизнь.   

Кыренский дацан, Тункинский дацан, Западная Бурятия
Кыренский дацан являлся старейшим центром буддизма в западной Бурятии до самого своего закрытия в 30-е годы. Сюда в Кырен ехали верующие со всей Тункинской долины, чтобы провести ритуалы, помолиться на молебнах.

Дацан «Дэчин Даржалин» или «Тушита» был основан в 1806 году. Тушита – это чистая земля в буддизме, где находится Грядущий Будда – Будда Майтрея, который должен прийти на землю после Будды Шакьямуни. В  честь столетия основания дацана в 1906 году настоятель Хабил Сыбдэнэй начал издание буддийских священных текстов «Эрдэниин Ганжур», состоящего из 108 томов. 

В 1991 году дацан был возрожден. Ламы дацана проводят обряды почитания главных святых мест Тункинского района: «Бурхан-Баабай» (Бог -отец) в с.Нилова Пустынь, «Бурин Хан» высочайшая вершина Восточных Саян – гора Мунко Саридак, «Далха», «Хэрэн Тэпхэр» (в горах), «Хон-гор-Уула», «Тамхи Баряаша» (Трубка Мира).



Мурочинский Дацан, Кяхтинский район, Южная Бурятия
Дацан является первым буддийским храмом в Забайкалье. Изначально был возведен в 1741 году войлочный дацан. В 1758 году был построен деревянное здание дацана. Сегодня дацан носит название «Балдан-Брэйбун». 

Недалеко от него в местности Аранжан находится священная скала, на которой проявилась молитвенная надпись «Ом мани падме хум». У скалы построен дуган «Арьябала». Эта надпись была открыта первым настоятелем дацана более 200 лет назад, а место стало целью паломничества буддистов из всей Центральной Азии и Забайкалья. Это одно из двух уникальных мест-святынь буддизма в мире, в которых Будда оставил свой знак. Второе такое место находится в Непале.


Шибертуйский дацан, Бичурский район, Южная Бурятия
Шибертуйский дацан находится у священной горы Улан-Хада. Он является правопреемником старейшего дацана «Даша Лхун Дублин» в местности Хохюрта, построенного в 1826 году на пожертвования хори-бурят, кочевавших в долине реки Хилок.

Монастырь включал в себя пять крупных и малых храмов, в двух из них искусно были сделаны изображения Чистой земли Будд. В храме находилось около 300 лам и послушников – хувараков. Как и принято, «Даша Лхун Дублин» являлся центром философии, астрологии, тибетской медицины и живописи. Сюда съезжались паломники со всех ближайших бурятских сел: Судутуй, Алтачей, Гутай, Заган, Шибертуй, Дабатуй, Амгалантуй, Шанага, Хонхолой, Усть-Обор, Хандагар, Баляга.

В 1918 году дацан с духовным визитом посетил легендарный буддийский священнослужитель Агван Доржиев. С его легкой руки  монастырь переименовали в Амгалантуйский («Амгалан» по-бурятски мир и спокойствие). В 30-е годы дацан был разрушен. В 1998 году был построен первый дуган. В 2010 году прошло открытие трехэтажного здания дацана.