13 июн. 2011 г.



 Начните путешествие по городу с площади Советов. Вокруг нее расположены множество интересных объектов, которые обязательно стоит посмотреть.

На площади находится огромных размеров бронзовая Голова вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина на полированном гранитном постаменте. Сделано все честь по чести, аккуратные калмыцкие скулы, устремленный вдаль взгляд и бородка. 



Хотите увидеть все в живую и послушать увлекательный рассказ о Улан-Удэ?
Закажите экскурсию по Улан-Удэ прямо сейчас! 

Рабочие Мытищинского камнерезного завода, где была отлита эта 42-тонная скульптура, отнеслись со всей серьезностью к делу. В зимнее время, обнаженная голова и усы главного революционера, покрываются снегом, что немного меняет его привычный для всех имидж. До своего открытия в 1971 году памятник экспонировался в Париже и Монреале. 

Авторам проекта в разгар брежневской эпохи обоим Нерода – отцу и сыну, присудили Государственную премию. Правда, основные архитектурные работы была возложены на плечи А.Н. Душкина и П.Г. Зильбермана. Им, как легендарному Эйфелю, пришлось отчаянно защищать оригинальную концепцию скульптуры, отбиваясь от нападок критиков. Немало местных чиновников и деятелей культуры восприняли голову в 7,7 метров высоту, как кощунство над святым образом коммунизма. 

Сегодня у Головы Ленина собираются юные ребята пионерского возраста и весело проводят время, катаясь по площади на роликах, скейтбордах и велосипедах. Рядом с памятником стоят здание Народного Хурала – регионального парламента, в нем же резиденция Президента Бурятии, за Головой Ленина здание дома Советов, где расположены основные министерства Правительства РБ и градоначальство.

Напротив памятника трехэтажное каменное здание конца XIX века, принадлежавшее купцу С. Розенштейну. В русско-японскую войну в 1904 году из Владивостока сюда перевели Институт восточных языков. С началом первой русской революции 1905 года среди будущих востоковедов стали распространяться модные идеи социализма. Институт стал превращаться в рассадник бунтарства. Поэтому, когда первая революция закончилась, в назидание всем его закрыли.

Но само здание успело впитать в себя дух высшего образования. Поэтому неудивительно, что в 1924 году его отдали под Бурят-Монгольский педагогический техникум, реорганизованный в 1932 году в пединститут. Венцом эволюции вуза стало превращение в Бурятский Государственный Университет. Здание отдали опять лингвистам и языковедам – факультету иностранных языков.  

Бурятский Государственный академический Театр Оперы и Балета – это одно из самых красивых и интересных памятников российского востока. В его архитектурном ансамбле, в барельефах и внутренней отделке гармонично слились европейские и азиатские традиции, подобно Инь-Янь. Заслуга принадлежит главному архитектору Московского института театральных проектов А. Федорову. 

Он провел большую исследовательскую работу. Несколько раз приезжал в Бурятию, тогдашнюю Бурят-Монгольскую АССР, чтобы собственными глазами увидеть бурятское традиционное зодчество, достигшее небывалых высот при строительстве буддийских храмов. Но к 1936 году, большая часть дацанов была разрушена. 

Федоров приехал в Хоринский район, на развалины знаменитого Анинского дацана, где учился будущий Великий XII Пандито Хамбо Лама – Даши Доржо Этигэлов. Там, он нашел отдельные фрагменты для своей проектной работы.

В итоге, проект включал в себя четыре башенки – образы буддийских ступ, символизирующие Сознание Будды, круглый зрительный зал на 750 человек, подобно перевернутой бурятской юрты, элементы внешнего и внутреннего декора: от настенных бра до зрительских лож были сделаны в традициях национального искусства, с южной стороны величественные колоны.

В 1938 году началось строительство, но было остановлено из-за начавшейся Великой Отечественной Войны. За четыре года котлован быстро превратился в огромную свалку.

После войны в республике находилось несколько тысяч японских военнопленных из разбитой советскими войсками в Маньчжурии Квантунской армии. Японцы очистили свалку, но дальше заложения фундамента не дошло. Но сей факт, породил миф, который рассказывают приезжим японцам, о том что, их плененные воины возвели театр. 

На самом деле, в Улан-Удэ они построили дамбу на правом берегу Уды, до ее строительства река топила весь центр города, что приходилось передвигаться на лодках. Также жилые дома с 4-х скатными деревянными крышами по улице Николая Петрова и, по крайне мере, одну школу, ныне классическая гимназия №33.

В 1952 году, как подобается все было подготовлено к важным праздничным датам, 1 мая прошло торжественное открытие театра, а 7 ноября того же года прошла премьера первого спектакля в новом здании. На фоне тогдашнего малоэтажного города Театр был подобно настоящему храму искусства. Еще его одной особенностью стала впечатляющих размеров картина народного торжества на весь огромный плафон, украшающий купол театра. Ее рисовали в течение трех лет.

Московские художники: профессора Г. Рублев, Б. Иорданский, З. Бородниченко перед созданием этой гигантской картины объездили не один бурятский улус, делая зарисовки из будней и праздников национальной культуры.

От Арки до Гостиных рядов    
В 1891 году горожан Верхнеудинска, в частности, главных городских меценатов – купцов всех гильдий известили о том, что через город проедет цесаревич Николай II. Цесаревич после нападения на него в Японии сумасшедшего самурая, который смог нанести ему неглубокую рану, принял решение возвращаться в Петербург сухопутным путем через Дальний Восток и Сибирь. 

К его приезду в Верхнеудинск градоначальство построило Торжественную Арку «Царские ворота». Арку потом снесли при коммунистах. А в 2000-е она была восстановлена на деньги одного из главных налогоплательщиков Бурятии - компании «Байкалфарм». В размерах Арка превышает свою предшественницу, главным образом в высоту. Она находится между кинотеатром «Прогресс» и Театром Оперы и Балет.

Рядом с ней деревянное здание XIX века, где располагалась Верхнеудинская телеграфно-почтовая контора, дом выдержан в традициях сибирского зодчества. В 1905 году сотрудники этой конторы присоединились к Всероссийской забастовке почтово-телеграфных служащих.
Далее, спускаемся вниз, на Арбат – на пешеходную улицу, улицу Ленина. 

По левую сторону, находиться здание Монгольского Посольства, отдаленно напоминающее юрту кочевника. Внизу лестничного спуска находится музей Природы (это двухэтажное каменное здание было построено пленными австрийцами в годы Первой мировой войны, в нем размещался Зал Общественного Собрания) и театр кукол «Ульгэр».

Большая Николаевская улица, ныне Арбат или улица Ленина – исторически была элитным районом. Здесь построили по обе стороны улицы свои дома, ставшие памятниками архитектуры, самые богатые горожане. Улан-Удэнский Арбат начинается с памятника «Рог Изобилия», возрожденный символ нынешнего городского герба.

Дом с атлантамиверхнеудинский «пафос», который так впечатляет гостей города. Дом, построенный в 1907 году, принадлежал купцу Каппельману, на первом этаже размещались кондитерская, китайский чайный магазин и набирающий популярность кинематограф.  

Цесаревич Николай II по приезду в город остановился в доме купца И.Ф. Голдобина, ныне Музей истории города, который находится в нескольких шагах от дома с атлантами. Купец I гильдии Голдобин, один из виднейших местных меценатов, был потомственным гражданином города. На его средства был построен единственный в Забайкалье Сиротский приют для арестантских детей. 

Обладатель миллионов, Голдобин был женат, пожалуй, на самой красивой женщине того времени в Верхнеудинске. Столица и провинция была замешана в оригинальном стиле в этой светской львице. Чего стоит ее знаменитое платье украшенное соболиными мехами. После первой мировой войны их брак распался. 

Напротив дома Голдобина находиться дом другого миллионера М. Курбатова. Дом М. Курбатова построен в начале 1820 года. Он был непревзойден по своей архитектуре и до сих пор являет собой лучшее в стиле классицизма, несмотря на позднейшие перестройки здания. М. Курбатов был знаменит также дружбой со ссыльными декабристами. В конце XIX века дом был выкуплен современником Голдобина купцом А. Кобылкиным. 

На этой же стороне улицы, по соседству, находиться Дом купчихи Т. Борисовой, построенный в 1870-х годах. В эпоху расцвета немого кино ее сын в 1909 году открыл I гранд электротеатр «Иллюзион», который быстро завоевал популярность среди горожан. Ныне там расположен кинотеатр «Эрдэм».

Чуть дальше находится двухэтажное здание, построенное в 70-е годы XIX века, в котором находилась гостиница «Пти-отель». Здание знаменито тем, что в нем в 1890 году по дороге на Сахалин останавливался выдающийся русский писатель А. Чехов, оставивший в путевом дневнике лестные слова о Бурятии. Сегодня в здании находиться Управление Сбербанка.

Переходим дорогу, и вот мы у Гостиных рядов. В конце XVIII века там находились деревянные здания, где шла торговля. Хотя архитекторский проект был утвержден в 1805 году, строительство завершилось ближе 1865 году. В эпоху Чайного Пути – это было, наверное, самое главное место в Верхнеудинске, в котором кипела жизнь с утра до позднего вечера. Привозимые из Кяхты товары, в основном, множество сортов китайского чая, здесь складировалась, дожидаясь оптовых покупателей.

В 1920 году торговую площадь при Гостиных рядах обустроили и дали название Площадь Революции с памятником в виде шпиля, павшим борцам за коммунизмВ 60-е годы архитектурный ансамбль дополнили строительством трехэтажного универмага.