1 июн. 2011 г.


Бурятия находится за тысячи километров от земли, где родилась Дхарма, но именно здесь, как и в Монголии и Стране Снегов, Учение Будды обрело свое процветание, большие монастыри, новых великих лам, их священные труды и святые места. Забелели на бурятских сопках субурганы – символы Просветленного Ума Будды, взметнулись, словно птицы в небо с молитвами, хии-морины.

Удивительный край – Бурятия, край больших чудес и совершенств. Священная Земля, где в единстве существуют Путь Сутры и Путь Тайной Тантры.  

В начале XVIII века из-за кровавых междоусобиц из халха-монгольских земель в Ара-Монгол (по-монгольски «Северная Монголия», так раньше называли Бурятию), откочевали 150 тибетских и монгольских лам, проповедовавших буддизм среди местных племен.

Первый Пандито Хамбо Лама Дамба Доржи Заяев
Первым бурятским выдающимся ученым монахом является Первый Пандито Хамбо Лама Дамба Доржи Заяев Он родился в 1710 году в семье князя Зая Сахулакова в местности Отсон-хан (Кяхтинский район Бурятии). Это горная возвышенность, издали глядя на которую, в воображении рисуется спящий лев. Внизу в нескольких сотнях метрах от нее протекает река Чикой. За Чикоем уже видны безлесые сопки Монголии. 

С самого детства он говорил своим родителям, что станет буддийским монахом и поедет в священную страну Тибет. Когда ему исполнилось 15 лет, он один отправился в путь за своей мечтой – постигать Дхарму. Через шесть долгих месяцев путешествия он дошел до Лхасы. Там он поступил в монастырь Дрепунг, основанный учеником Гуру Цонкапы Жамьян Чодже, на факультет Гоман, где стал изучать цаннид – буддийскую философию. 
Будущий Пандито принял обеты гэцула лично от Панчен Ламы. В гелонги (хранящий 250 обетов) его посвятил Его святейшества Далай - лама VII Галсан Жамцо. Дамба Доржи защитил ученую степень габжи. Так как овладел в совершенстве знаниями 10 буддийских наук. Габжи соответствует званию кандидату философских наук. 

Говорят, что Далай Лама, оценивший его большие успехи в учебе, также неслучайно даровал ему титул Намун Хан – Царь Учения. Этот титул давал право распространять Учение Будды, проповедовать и даровать посвящения на Пути Сутры и Тантры. Пожалуй, он понимал, что Дамба Доржи суждено стать духовным владыкой монгольских племен, живущих в Северной Стране. Своим высочайшим указом Далай Лама после того, как Дамба Доржи изъявил желание вернуться в Ара-Монгол, разрешил ему отправиться домой. 
Так, Дамба Доржи возвратился, чтобы нести Учение Будды своему народу. Отец и мать уже не надеялись, что их сын жив и вернется домой. Поэтому, каково было их удивление и счастье – увидеть его снова. 
Прибыв в родные края, обладая знаниями и мудростью, он стал собирать разрозненных до этого хувараков и лам для основания монашеской общины – Сангхи. Постепенно к нему за Учением люди стали прибывать из разных мест. Дамба Доржи понимал, если не начать возводить центры духовного образования и культуры – монастыри, как в Тибете и в Монголии, то Дхарма может зачахнуть. А ученые ламы будут вынуждены вместо наставлений вести только ритуалы и обряды. Те бурятские дацаны, которые имелись, были передвижными юртами и существовали, по сути, нелегально.  

Поэтому для распространения буддийской веры в Ара-Монгол нужно было постепенно добиваться разрешений российских властей. Силой его молитв и благих заслуг в 1741 году он смог добиться аудиенции императрицы Елизаветы Петровны. Встреча прошла успешно. Царица отнеслась благосклонно к его просьбе разрешить свободно распространять буддизм среди бурятских племен. В том же году Елизавета Петровна узаконила имевшихся 10 дацанов и 150 монахов, находившихся при них. С них снимались повинности и налоги. Разрешалось проповедовать Учение среди кочевников. Это было большое достижение. Но мечты о настоящем большом буддийском монастыре не покидали Зая-ламу. 

В 1762 году к власти после дворцового переворота пришла Екатерина II, великая императрица эпохи Просвещения. Период ее правления положительно отразился на духовной жизни бурятских племен. С разрешения Ее Высочества был построен первый крупный монастырь Балдан Брэйбунг-линг в местности Хилагантуй, также известный как Хилгатуйский или Цонгольский дацан, ставший первоначальным центром буддизма в бурятских степях. Дамба Доржи стал его настоятелем. Он составил Устав Хилгантуйского дацана, регламентировавший жизнь в монастыре, как было заведено в Гоман дацане, пресекая вольности и нарушения дисциплины.  
Дамба Доржи Заяев побывал и на аудиенции Екатерины Великой. После их встречи императрица в 1764 году издала указ об установлении звания «Главный Бандита Хамбо Лама, глава всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала». Тем самым, государство российское официально признавало буддизм, наряду с православием и исламом. Став единственным европейским государством, где буддийская конфессия является традиционной.  

На собрании настоятелей бурятских дацанов выдвинули кандидатуру Зая-ламы. Лама был утвержден на этой должности на высоком государственном уровне.В 1766 году бурятское буддийское духовенство признало Екатерину воплощением Белой Тары или Цагаан Дара Эхэ по-бурятски, за ее благожелательное отношение к буддизму в бурятских землях. В одном из крупнейших в истории Бурятии Анинском дацане, созданный в екатерининскую эпоху, до его разрушения на одном из алтарей Цогчен дугана располагался бюст великой императрицы, почитаемой ламами и мирянами как Цагаан Дара Эхэ.С тех пор появилась традиция почитания российских правителей, большая часть из них лояльно относилась к буддизму, как воплощение Белой Тары. 

Мы должны воспринимать в первую очередь символичность этой традиции. Она основана не на позициях верноподданнических настроений, как это преподносят некоторые, а на более тонком уровне. Арья Тара в какой-то момент активизирует определенный аспект в сознании человека, направляет его действия во благо одного или многих существ. В момент этой деятельности человек и воплощает силу и помощь Тары. 

Пандито Хамбо Лама Заяев совершил много благодеяний в пользу развития Учения Будды во благо всех живых существ. Благодаря его чистоте ума, добродетельности, великой духовной силы и мудрости, Дхарма стала распространяться среди бурятского народа свободно, уже без значительных препятствий и ограничений со стороны государства. 

В 1776 году в местности Талын Харгана (ныне Селенгинский район Бурятии) он ушел в Нирвану. Он пообещал вернуться через 75 лет. Он сдержал обещание и возвратился в наш мир, как Пандито Хамбо Лама XIV Даши Доржо Этигэлов.  

Согласно легенде, семь лам пожелали переродиться в виде духов-защитников этого священного места. Сегодня мимо Талын Харгана проходит трасса, идущая в Монголию. Вблизи этой местности нередко случаются аварии и поломки, считается, что 7 хранителей наказывают тех, кто не почитает это место.  

Учение Будды
Учение Будды священно и почитаемо в Бурятии. Люди стали осознавать ценность человеческого рождения, задумываться о необходимости развивать добродетель посредством благих поступков и мыслей, о стремлении достижения свободы от страданий Сансары и достижения всеведения Будды ради блага всех живых существ.
Многие буддийские учителя начинают свои наставления с объяснения Круга Сансары. Существует 6 миров. Мир богов, мир полубогов, мир людей, мир животных, мир голодных духов и мир. Наиболее, благим перерождением является мир людей, где проповедуется Учение Будды Шакьямуни. Мир богов и полубогов – это, по сути, рай, где существа наслаждаются и нежатся в неге на протяжении всей жизни. Но так как они в большинстве своем не совершают добродетели, то после смерти они перерождаются  либо в нашем мире, либо в нижних мирах Сансары – ад, где страдания ужасающи и бесконечны. 

Существует три типа личности. Это малая, средняя и высшая личности. Малая личность должен заботиться о следующем перерождении. Если он ведет добродетельную жизнь, то в следующей жизни его ожидают счастье, богатство, красота и могущество. Средняя личность – это человек, который осознал, что жизнь во всех ее проявлениях, в конечном счете, это страдание. И только освобождение от Сансары есть подлинное счастье и безграничное блаженство. Высший тип личности – это человек, который зародил в себе устремление к Пробуждению не ради собственного блага, а ради блага всех живых существ – бодхичитту. 

Согласно буддизму живые существа перерождались миллиарды раз. На протяжении всего этого времени все они когда-то были близкими друг другу людьми, поэтому он видит в каждом существе свою мать, не различая никого на близких и дальних. Памятуя об этом, он совершенствуется на пути Будды и становится Бодхисаттвой, достигая духовную мощь и силу, посредством которой он помогает всем. 

Бурятия – это одно из немногих мест на планете, где развиты в единстве Путь Сутры и Путь Тайной Тантры. Благодаря познанию этих двух путей бурятские ламы достигали высших духовных высот.                 
      
В XIX веке в крупных бурятских монастырях появляются высшие богословские факультеты цаннит («смысл значений»), также именуемых чойра (школа Учения). Это позволило многим бурятским хуваракам (послушникам) изучать буддийское учение у себя на родине. Но наивысшие степени, такие как лхарамба (доктор философских наук), предоставлялись только в Монголии или в Тибете. 

В  этот же период в дацанах активно развивается издательство. Для мирян выпускается популярная религиозная литература на старомонгольской письменности. Для повышения уровня грамотности населения  в дацанах начинают издаваться азбуки, алфавиты, грамматики для изучения монгольского языка. В среде обычного народа распространяются тексты буддийских практик, биографии святых, сборники сказок, поучений, поэм, афоризмов и.т.д. 

Так шаг за шагом, буддизм становился главной духовной традицией восточных и южных бурят. Люди на разных уровнях духовности и понимания изучали основы Великого Пути. 
В начале XX века в Бурятии начался расцвет буддизма. Кроме этого бурятские монахи в ведущих монастырях Тибета стали достигать больших высот в постижении учения Будды.  Так, монах из Забайкалья  Агван Доржиев стал одним из наставников Далай-ламы XIII – живое божество для миллионов буддистов. До этого момента бурятские ламы еще никогда не поднимались на такую высокую ступень. 

XII Хамбо-лама Даши Доржо Этигэлов
Даши Доржо с раннего детства остался сиротой. Он родился в 1852 году в местности Улзы Добо из племени булагат. В пятилетнем возрасте он стал пастухом у одной семьи в местности Ошор Булаг. Несмотря на обстоятельства, характер у него был независимый и волевой. Однажды грея босые ноги в теп­лых коровьих лепешках, мальчик сказал своей хозяйке, что станет Хамбо ламой. Хозяйка его отругала: «Как ты можешь стать Хамбо ламой, такой оборванец? Тебе-то я никогда не покло­нюсь». Пройдет много времени, когда она на склоне своих лет придет к XII Пандито Хамбо Ламе Этигэлову за благословлением. 

В 15 лет Даши Доржо тайком добрался до Анинского дацана, где двадцать лет он постигал учение Будды. Но он не остановился на этом, Даши Доржо стал изучать тибетскую медицину. Он стремился овладеть всей полнотой знания буддийского монаха, чтобы помочь большому количеству существ. Посредством дарования учения монахам и мирянам и своей врачебной деятельностью. 

Его Коренным Учителем – гуру стал Захарэй Ширап Нимбу. Он обладал феноменальной памятью – знал наизусть пять томов «Ламрима» и многие другие буддийские книги. Позднее он ушел в затворничество, медитируя в течение двадцати двух лет. 

Другим Учителем будущего Этигэлэй Хамбо был настоятель Анинского дацана – Хойто ламхай - Аюшин Галдан. Он был перерожденцем Бодхисатвы Сострадания Авалокитешевара. Благодаря ему монахи Анинского дацана были лучшими в Бурятии по буддийской философии.
В 1904 году Даши Доржо Этигэлов вернулся на свою родину в качестве настоятеля местного Янгажинского дацана. Через 7 лет он был избран из десяти претендентов XII Пандито Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири. Как и Первый Хамбо Лама Заяев, Даши Доржо Этигэлов отправился в Санкт-Петербург и был удостоен личной аудиенции с Царем Николаем II. Это произошло в 1913 году в дни празднования 300-летия Дома Романовых.       
Когда началась Первая мировая Война Хамбо Лама сделал все, что было возможно, в помощь солдатам и офицерам, сражавшимся на фронте. Он благословлял бурятских казаков, уходивших на войну. Говорят, однажды триста казаков получили Его Великое благословление, и позже все вернулись домой живыми.   
По его инициативе, было создано «Общебурятское общество». Этот фонд собрал огромную по тем меркам сумму – 130 тысяч рублей. Отправляли продукты питания, лекарства, обмундирование. За это благое дело Даши Доржо Этигэлов был награжден орденом Святой Анны II степени. 

Этигэлов был, несомненно, великим Ламой, настоящим буддийским практиком. В 1927 году он ушел в Нирвану. И, как подобается Гуру, он оставил после себя Свое Слово – более пятидесяти книг по буддизму и тибетской медицине. 

В 2002 году весь мир облетела информация о Нетленном теле бурятского ламы. После 75 лет нахождения в земле тело Этигэлова сохранилось. Хамбо Лама поставил науку в тупик, которая не способна объяснить его феномен. Он смог достичь высшего духовного уровня, благодаря которому контролирует свое тело. Вернувшись к потомкам, он знаменовал новую веху в истории российского буддизма – его подлинное возрождение. Тысячи верующих приезжают в дни больших буддийских праздников в современный центр буддизма в России – Иволгинский дацан (Иволгинский район Бурятии) для поклонения Этигэлэй Хамбо. Многие из них считают, что, обращаясь к нему с мольбой о разрешении трудностей, помощи и благословлении, Этигэлэй Хамбо, действительно, помогает им.

Буддизм сегодня
Сегодня XXIV Пандито Хамбо ламой – главой буддийской Сангхи (Общины) России является Дамба Аюшеев, его резиденцией находится в Иволгинском дацане. Также в этом дацане существует Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», где проходят пятилетнее обучение будущие священнослужители.  

Летом обычно для мирян проводятся учения по философии и практике буддизма в дацане «Римпоче Багша» (Улан-Удэ). Сюда приезжают буддисты из других российских городов. Религиозные посвящения проводит достопочтимый учитель Еше-Лодой Римпоче, один из главных светильников буддийского учения в современном мире.
По национальности Еше-Лодой Римпоче – тибетец. Его коренный учитель или гуру был бурятский монах Тубден Нима из Мухошибирского района Бурятии, достигший в Тибете наивысших духовных высот во второй четверти XX века.