1 июн. 2011 г.


Здоровье – бесценно. В буддийской философии всевозможные болезни рассматриваются как форма страданий в океане Сансары. Будды передали наставления по лечению и предупреждению болезней. Поэтому исторически буддийские монастыри от Тибета до Бурятии были центрами медицины и фармакологии. Порой, чтобы встретиться с врачом, чьи способности были на высоте, люди отправлялись в долгое путешествие, которое могло длиться больше месяца, и где им грозила опасность столкнуться с разбойниками или враждебными племенами. 

Тибетская медицина считается одной из развитых и эффективных оздоровительных систем в мире. Там, где западные врачи уже бессильны, особенно в хронических заболеваниях, эмчи (по-бурятски – врач, лекарь) порой способны сотворить чудеса.

Четыре Тантры 
В IX веке в Центральном Тибете существовала школа Ютогбы-младшего, который систематизировал теорию и практику китайских, индийских и тибетских врачей в самостоятельное направление в восточной медицине. Классический медицинский трактат «Чжуд-ши» («Четыре Тантры»), на который опирались все поколения эмчи, дошел до нас в творческой переработке именно Ютогбы-младшего.  
Для понимания основных трактатов от буддийского практика требовалось не только аналитическое изучение, но и созерцательные упражнения – медитация. «Чжуд-ши» написан в форме диалога между учителем и Буддой, это диалог между практиком и состоянием первоначальной мудрости, постигающей истинную природу всех вещей. «Чжуд-ши» состоит из четырех томов. Первый том «Тантра основ», посвящен зарождению медицинских познаний в Тибете и обширных теоретических знаний. Второй том «Тантра Объяснений», кроме обзора лекарств природного происхождения, освещает учение о трех началах или трех жизненных сил в человеческом организме – «ветер», «желчь», «слизь». Названия иносказательны. Так, под «ветром» понимается сознание, внутренние энергии, материя.
  
Согласно трактату, причинами болезней становится нарушение работы этих трех сил. Врач должен восстановить гармонию между ними. Только в этом случае больной излечивается.    
В третьем томе «Тантра Наставления» говорится о типах и видах болезней, их описания. В четвертом томе «Последняя Тантра» – это систематизация всех знаний трех предыдущих томов. Описывается диагностика по пульсу и моче, рецептура и приготовление лекарств, как проводить лечебные процедуры. 

В XVII веке крупнейший тибетский ученый, искусный практик тибетской медицины Дэсрид Санжей Джамсо создал обширные комментарии к «Чжуд-ши» в своем труде «Вайдурья-онбо» («Голубой берил») с красочными иллюстрациями в виде атласа. Видя эти иллюстрации, можно сделать вывод о высоких достижениях тибетских врачей того времени в изучении анатомии человека, кровопускания, прижигания, иглоукалывания, создания многокомпонентных лекарственных средств растительного и животного происхождения, использования минералов и металлов, а также в подготовке хирургических инструментов. 
  
Сегодня 76 страниц «Атласа Тибетской медицины» с 10 тысячами различных рисунков, выполненных в традициях тибетской живописи – танка, обладают огромной ценностью для всех, кто изучает тибетскую медицину. Ее подлинник храниться в Лхасе, в столице Тибета. В мире существует только две полные копии Атласа, и одна из них находится в Бурятии. Агван Доржиев, один из наставников Его святейшества Далай-ламы XIII, представитель Тибета в России, смог договориться сделать копию Атласа ради процветания тибетской медицины в России. 

Из Тибета Атлас в нашу страну привез бурятский эмчи-лама Шираб Сунуев в конце XIX века. Он передал его в Ацагатский дацан, один из главных школ тибетской медицины в Бурятии. В 1936 году она была закрыта, а Атлас передан в фонды Краеведческого музея. Сегодня «Атлас тибетской медицины» хранится в Музее истории Бурятии им. Хангалова. Часть его страниц экспонируется в постоянной выставке музея «Буддийское искусство». Также существует типографское издание Атласа, подготовленное специалистами Бурятского Научного Центра 1980-е годы.

Эмчи
Существует три типа врачей в системе тибетской медицины. Обычный врач, который глубоко не вдается в изучение пациента. Он решает проблемы незначительного характера.  Врач высокого уровня – это настоящий знаток всех методов медицинской практики. Он может воздействовать и излечивать больного на энергетическом уровне.
Высший врач, крайняя редкость, но это идеал, к которому нужно стремиться. На уровне созерцательной практики и анализа он достиг полного понимания природы человека и способен вылечивать от самых тяжелых болезней. 

В начале XX века в Петербурге была известна семья крещенных бурятских врачей Бадмаевых из Агинских степей. Александр Бадмаев в 9 лет начал обучаться тибетской медицине. Он смог остановить начавшуюся в Чите эпидемию тифа. Его младший брат Петр открыл свою клинику в Петербурге и в атмосфере недоверия к тибетской медицине поначалу лечил тяжелобольных пациентов, от которых уже отказались обыкновенные врачи. Со временем, благодаря своему таланту медика, он развил свою клинику и приблизился к семье императора Николая II. Их племянник Николай Бадмаев в 1932 году попытался организовать изучение тибетской медицины советской наукой, но в 1938 году был арестован и расстрелян.        

Выдающийся эмчи-лама Иролтуев создал при Ацагатском дацане (Заиграевский район Бурятии) одну из ведущих медицинских школ Бурятии. За лечение особ царской фамилии был награжден двумя орденами в 1885 году. В годы Первой Мировой Войны он организовал лазарет, где успешно лечил тяжелораненых солдат и офицеров. 
Великий XII Пандито Хамбо Лама Даши Доржо Этигэлов также был крупным специалистом в области тибетской медицины и фармакологии. После себя он оставил фундаментальный труд по медицине «Жор».  

Сила лам-эмчи заключается также в том, что больной мог излечиться и при проведении религиозных ритуалов. Божественное исцеление происходит за счет активизации внутренних сил человека и энергетического воздействия божеств.   
Сегодня в буддийских дацанах Бурятии возрождаются традиции тибетской медицины. Эмчи-ламы, как и сто лет назад, ведут приемы больных, давая людям надежду и исцеление.

0 коммент. :