1 июн. 2011 г.


Из всех бурятских племен нет более близких культуре и языку Монголии, чем южные буряты. Их предки были собственно монгольские племена, ушедшие со своих земель в Россию в надежде обрести там мир и спокойствие. Юг Бурятии всегда был прибежищем многих кочевых народов.  

До принятия российского подданства часть южных бурят – атагины, ашабагаты, узоны, хатагины находились под властью Сайн-хана. Сайн-хан был монгольским вассалом императора Китая из династии Цин. Кроме выплаты дани, он вел войны в то смутное время в великой степи. Непомерные налоги и притеснения тяжелым бременем ложились на его подданных. Сайн-хан сурово расправлялся с непокорными. 

Многие кочевники внимали слухам о том, что севернее от их земель есть земля обетованная, где правит добрый и справедливый Белый царь. Этот царь хорошо относится к тамошним монголам, именуя их то ли братами, то ли братьями.  
 
В 1650 году с боями стали пробиваться на юг Бурятии атагины. Небольшой отряд из 44 человек возглавили два брата Цахар барас-батор и Хангин Цолом-хошучи. Несмотря на заслуги перед монгольским ханом, они оказались обделены почестями и вниманием. Цахар вручную поймал живого барса и подарил его Сайн-хану. А Хангин был одним из лучших воинов в ханской армии.  

Когда они откочевали в Бурятию, российская администрация выделила им в пользование земли в долине рек Джида и Селенга, возложив на их плечи охрану границы. 
Ашабагаты обитали в предгорьях монгольского Алтая, воевали против легендарного Бошокту-хана. Они смогли разгромить два его отряда. Через год в 1684 году на всенародном собрании вожди племени решили уходить на север. Еле оторвавшись от погони, они вступили на землю Белого Царя. В 1686 году они приняли его подданство и расселились по левобережью Хилка и правобережью Чикоя. 

Племя сартулов, чья звезда взошла при великом Чингисхане, занимали высокие посты, получали титулы и награды. После распада империи они, как и все монголы, попали в зависимость от Китая. Наступили тяжелые времена. Вождь сартулов решил уходить в Россию. Прибыв на юг Бурятии, они расселились в долине реки Джида. 

Табангуты, находясь под властью Сэцэн-хана, были вынуждены терпеть притеснения. У них отнимали имущество, скот. В течение трех лет они совещались, выбирали по священной книге время ухода, берегли лучших коней и снаряжение. В назначенный день, оставив свой скот и юрты, взяв только необходимое, они покинули родные места. С помощью хитрости им удалось оторваться от преследователей, и они наконец-то добрались до Бурятии. После принятия подданства они расселились по реке Ичетуй и Сагаатай.  
                       
Южные буряты первыми из бурятских племен, кто принял буддизм. Долгое время они были держателями буддийской традиции. Из их родов назначали глав буддистов Восточной Сибири – Пандито Хамбо Лам. Резиденцией духовных владык был Тамчинский дацан. Отсюда буддизм распространился среди многочисленных хори - бурят.     

Сегодня южные буряты, выходцы из Монголии, проживают преимущественно в двух приграничных районах Джидинский и Кяхтинский районы, а также в Селенгинском.