1 июн. 2011 г.

Кинопленка
Первым кинофильмом, который был снят в Бурятии, является «Потомок Чингисхана», посвященный теме гражданской войны в монгольском мире. Режиссер фильма В.И. Пудовкин. Это было черно-белое немое кино, получившее хорошие отзывы не только в Советском Союзе, но и  в европейских странах, где в прокате он шел под названием «Буря над Азией». Писатель Ромен Роллан писал, что "Потомок Чингис-хана" поразил его полнотой ощущений никогда не виденной страны, своеобразием жизни ее людей. 

Съемочная группа приступила к съемкам в апреле 1928 года.  Режиссер подчеркивал, что условия для создания фильма были удачными. Сценарий создавался уже в Бурятии на основе наблюдений режиссера за жизнью людей этого удивительного места.  Он писал: «Я помню, как, пересекая огромные плоскогорья Бурят-Монголии, мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы сфотографировать внезапно поразившие нас виды: жанровые, бытовые картины, еще не зная даже, какое место займут они в будущем фильме...».

Эпизод фильма, снятый в Тамчинском дацане, в центре бурятского буддизма, с разрешения Пандито Хамбо Ламы, сделал «Потомка Чингисхана» – частью духовной памяти бурят. На уникальных кадрах запечатлена церемония мистерии Цам, посвященная одному из высших божеств тантрического буддизма – Калачакра.  

В фильме можно увидеть старый Верхнеудинск, окрестности сел Ганзурино, Селенгинска, Тарабагата. Статистами выступили кочевники джидинской степи (в массовках приняло участие более двух тысяч всадников), настоящие буддийские ламы, семейские из Тарбагатая и партизаны, прошедшие кровопролитные бои с армией атамана Семенова.
В фильме визуально предстала реальная Бурятия конца 20-х годов.    

Главный исполнитель роли, первый бурятский профессиональный киноактер, Валерий Инкижинов. Так как в 1930 году он остался нелегально с семьей в Париже, фильм долгое время был под негласным запретом.Сам Валерий Инкижинов стал сниматься в европейском кино: Франция, Великобритания, Германия и Италия. В основном он играл персонажей азиатского происхождения: индусов, китайцев, корейцев и японцев. Умер в Париже в 1973 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез. 

В советские годы были сняты фильмы, прошедшие в широком советском прокате. Часть из них до сих пор являются активами фондов российских телеканалов.  Это «Песня Табунщика» (1957) по мотивам повести бурятского драматурга и писателя Д.О. Батожабая, «Золотой дом» (1960), «Пора таежного подснежника» – фильм режиссера Ярополка Лапшина про события гражданской войны в бурятских степях, «Крик тишины» по сценарию известного писателя Бурятии И.К. Калашникова, «Утро обреченного прииска», «Этот горький можжевельник» режиссера Б. Халзанова с плеядой выдающихся актеров Бурятии.  
 
В 2008 году режиссер Баир Дышенов снял свой дебютный короткометражный фильм «Улыбка Будды». В феврале 2009 года на Берлинском международном кинофестивале «Берлинале-59» его работа получила главный приз «Хрустального медведя» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Из официального пресс-релиза Берлинале-59: « Этот фильм убедительный, бессловесный, отчасти с юмором. За короткое время мы узнали о другой культуре, и боязнь маленького мальчика его богов становиться  очевидной». В этой же номинации фильм занял первое место во французском кинофестивале «Лиможские встречи с российским кино». Сейчас режиссер работает над новой картиной. 

Из молодежного любительского кино можно выделить комедию «Чайник». Фильм, вышедший в местный прокат в 2010 году, со специфическим юмором повествует о современной жизни молодежи столицы Бурятии. 

Книги

Литературная традиция в Бурятии всегда будет нести в себе отпечаток наследия империй номадов Центральной Азии. И наши писатели – это медиумы, повествующие свои истории, взятые из времени и пространства сакрального мира сердца евразийского континента.
Другая традиция основана на стремлении понять и рассказать об окружающей действительности, наполненной драмами и юмором.
Мы расскажем о некоторых известных писателях, чьи произведения никогда не утратят свою актуальность.   

Владимир Митыпов стал первым экспериментатором в области фантастики, набиравшей популярность в 60-х годах. Его первая книга «Зеленое безумие Земли», впервые вышла в 1966 году. Бестселлером остается его исторический роман «Долина бессмертников» (1080 год). В этой книге писатель конструирует события современности, империи хуннов времен шаньюя Модэ и Древний Египет, связывая их в одну смысловую нить. Из нового можно отметить книгу «Петр I и Бурятия», в ней он представил альтернативную точку зрения на поездку представителей хори-бурят к царю-реформатору. Презентация прошла в 2011 году. 

Исай Калашников, пожалуй, один из самых известных писателей Бурятии в России и в мире. Его роман о Чингисхане «Жестокий век» (1978 год) стал лучшей художественной работой о великом императоре монголов. Для написания писатель около 10 лет собирал материалы и изучал все имеющиеся источники о монгольском золотом средневековье. Также книга «Разрыв-трава» (1970) и другие работы, посвященные семейским Бурятии, стали талантливым откровением внутренней жизни закрытых долгое время от чужих общин староверов. «Разрыв-трава» была напечатана в «Роман-газете» и вышла в издательстве «Современник».

Александр Вампилов – это достояние бурятского и русского народов. Отец - западный бурят, мать – русская, оба педагоги. Он родился в 1937 году в Иркутской области. Вампилов создал около 70 рассказов, сценок, очерков и фельетонов. В 1963 году была создана комедия «Дом окнами в поле», в 1965 году вышла из-под пера комедия «Старший сын». Через три года «Утиная охота». Незадолго до смерти в 1971 году он написал драму «Прошлым летом в Чулимске». Все эти произведения вошли в золотой фонд российской драматургии. Все они, кроме пьесы «Дом с окнами в поле», были экранизированы, в них снялись лучшие актеры советского кино. Его наследие продолжает впечатлять и удивлять современников своим пронзительным чувством и глубиной смысла.  

В 1998 году вышла первая художественная книга Алексея Гатапова «Рождение вождя», посвященная древней истории бурятского племени булагат. К началу 2000-х им был подготовлен авторизированный перевод бурят-монгольского героического эпоса «Шоно-Батор» (по-бурятски «Воин-волк»). По мотивам его рассказа «Первый нукер Чингисхана» в 2005 году был снят одноименный художественный фильм. Он подготовил первое издание «Монгольского исторического словаря» по прошлому монгольских народов, начиная с глубокой древности до конца XX столетия. В 2011 году вышел его роман «Темуджин», повествующий о детстве будущего покорителя вселенной – Чингисхана.

Владимир Бараев, журналист, писатель, потомок шаманов, в 2008 году выпустил свою книгу «Гонец Чингисхана», где через свой главный персонаж молодого гонца проследил путь от зарождения империи Чингисхана до самой его смерти. Книга вошла в Лонг-лист «Большая книга» за 2008 год.  До этого он также занимался созданием родословных одних из знаменитых семей России: Бестужевых, Кандинских и Собашников.

Музыка

Бурятская народная музыка – это десятки инструментов, центральное место среди которых  принадлежит морин-хуру (смычковый инструмент, струны изготавливаются из конского волоса) и лимбе – флейте. Песни разнообразны по своим жанрам и этнической группы бурят. Восточные буряты поют мелодичные протяжные песни. У западных бурят очень много от архаичного древнего искусства песнопения монголов и народов Сибири, оно отдаленно похоже на манеру исполнения североамериканских индейцев. Темы песен: от шутливых и бытовых до эпических. Поселенцы из российских губернии приносили с собой традиции русских народных песен, каторжане – песни арестантов об их горькой судьбе. Все это долгое время было неотъемлемой частью сельской жизни.    

С 30-х годов благодаря усилиям деятелей искусства, приезжавших из Москвы в Бурят-Монголию, создавалось классическое искусство. В ряды оперных певцов и балета вливаются молодые буряты из разных районов республики и Иркутской области. К 70-м годам произошел расцвет классической музыкальной культуры. Лхасаран Линховоин, работая на сцене Бурятского театра Оперы и балета, исполнил более тридцати оперных партий от Сусанина до Мефистофеля. 

Особое место занимают Б. Балдаков, В. Лыгденова, Н. Петрова,   А. Арсаланов. Также появились свои композиторы Ж. Батуев, Д. Аюшеев, Б. Ямпилов, С. Манжигеев и другие, чьи песни ушли в народ и сегодня не теряют своей популярности. Хранителем этого наследия является Оркестр бурятских народных инструментов им. Ч. Павлова, который из поколения в поколение исполняет прекрасную музыку уже более 75 лет. 

Из современной бурятской поп-музыки популярные имена: Чингис Раднаев, Мэдэгма Доржиева, семейный дуэт Ноны и Зоригто Тогочиевых, еще совсем маленький мальчик, покоривший сердца тысячей слушателей, Лудуп Очиров, Алагуй, первая хип-хоп звезда, исполняющий рэп на бурятском языке. 

В рок-музыке столица Бурятии – Улан-Удэ считается сибирским Сиэтлом, рождающим немногочисленные, но очень интересные группы. Это легенда российской панк-музыки «Оргазм Нострадамуса», «Империя Снегов» известна в жанре экстремального этнического рока, «Урагша» – этно-рок, а также и другие команды, играющие тяжелые стили рока.