1 июн. 2011 г.

Эхириты и булагаты
Эхириты и булагаты – два западнобурятских племени, поделившие между собой долины и леса Иркутской области и части Бурятии. Два племени, живущие на самом краю монгольского мира. В их наречиях, в обрядах и культуре сохранились не мало именно древнемонгольских элементов. Примерно тысячу лет назад их предки пришли на эти земли, богатые зверем и пушниной. Пройдет еще много времени, когда они займутся скотоводством, как большинство монгольских племен. Они возвели в культ жизнь свободного охотника и считались лесными монголами. 

С приходом к власти Чингисхана лесные монголы добровольно вошли в состав молодой империи монголов.Издревле для булагатов и эхиритов погибнуть в битве вдали от родины было великой честью. Имена храбрых воинов оставались в родовых преданиях, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение. Многие мужчины уходили воевать под знаменами Чингисхана во все концы света. 

К XV-XVI векам на огромной территории от правых притоков Енисея до западных берегов Байкала они были самыми многочисленными и воинственными племенами. Булагаты и эхириты совершали набеги на племена аринов, качинцев, живших на берегах Енисея, на багасаров и керексуков. Вели войны с тунгусами Приангарья. Воевали друг с другом даже по незначительным причинам. 

Когда количество населения увеличилось многократно, охотничьих угодий стало не хватать, многие стали переходит к скотоводству. Кто-то покупал за меха соболиные, а кто, оседлав коня, с оружием в руках ехал до монгольских степей добывать себе скот.
Но даже в новом укладе были и свои особенности. Так как земля у них плодородна, то местами стали сеять просо, ячмень и гречиху. В году было две перекочевки: на летние пастбища, тут же заготавливали сено, ближе к осенним холодам уходили на зимники в леса или к подножиям горы, где жили восьмиугольных деревянных юртах. 

Одежду шили из шкур диких животных, реже из овчины. По мере роста торговли с другими народами богатые шили одежды из сукна, китайского шелка, украшая их дорогими мехами. 
Зимой на головы одевали подобно тунгусам шапки из кожи оленьих голов, шили также шапки из меха выдры, лисицы, рыси.  

Земля к западу от Байкала была последним оплотом шаманских культов древних монголов. До сих пор летом проводятся тайлаганы, на которых поклоняются духам предков и небожителям, молясь о счастье и благополучии семей.     

Эхиритские и булагатские сказители – улигершины наизусть помнили эпосы в сотни тысяч строк о небожителях и героях. Выезжая на облавную охоту - зэгэтэ аба, улигершины проводили церемонии, просили духов ниспослать охотникам удачу. На закате они расстилали белые войлоки, возжигали благовония из можжевельника, ставили чашу с молоком, вложив туда стрелу. И потом всю ночи до первых проблесков зари утренней протяжно пели эпопеи о великих героях, об охотниках, благословленных Небом: об Айдурай-мэргэне, об Аламжи-мэргэне, о Хоридой-мэргэне. 

Дополнительно:
Западные буряты представляют собой основное бурятское население в Иркутской области. Эхириты живут в верховьях рек Куды и Лены и на берегах притоков Лены, часть из них проживает на острове Ольхон. Булагаты по берегам реки Ангары, Куды, Осы, частично реки Лена. В 17-18 веках часть булагатов перекочевала в Бурятию, где компактно расселилась на территории современного Иволгинского района. Также их представители живут Селенгинском и Мухоршибирском районах.  Третье крупное племя бурят Иркутской области – хонгодоры, проживают в Аларском районе. В  Бурятии – Закаменский и Тункинский районы. Они перекочевали туда в начале 18 века из западной Монголии после разгрома Джунгарского царства.


Хори
В памяти восточных бурят – племени хори – всегда живут легенды об их далеком предке Хоридой-мэргэне. Однажды он охотился на берегах Байкала, и вдруг увидел, как прилетели на берег лебеди белокрылые, и превратились они в прекрасных девушек. Плескались в священных водах небесные девы, умывая свои божественные тела. Хоридой-мэргэн был очарован их неземной красотой, тайком прокрался и спрятал одежды одной из них. Искупавшись, девушки стали одеваться и обратились снова в лебедей. Но одна, самая красивая, не смогла найти своих одежд. Лебеди кружились над ней, звали ее, но тщетно, ей суждено было остаться на земле. Хоридой-мэргэн взял ее в жены. 

Она родила ему 11 сыновей, основателей 11 родов хоринских и 6 дочерей. Но однажды, услышав, как пролетают над их аилом стая лебедей, она взмолилась, прося супруга вернуть ее одежды, чтобы на мгновение взметнуться птицей к облакам. Хоридой-мэргэн пожалел ее и отдал, что она просила. Он решил, что она обязательно вернется, ведь на земли остались ее дети. Но как только она обратилась белой лебедью вновь, она взлетела над долиной и устремилась в небо к своим сестрицам, отцу и матери. С тех пор Хоридой-мэргэн с детьми ее больше не видели. 

Лебедь по-бурятски хун-шубуун, что означает «человек-птица». Это один из почитаемых тотемов племени хори. Когда лебеди прилетали с юга, женщины племени хори совершали обряд приветствия своей прародительницы. Они выходили из юрт и из деревянного ведра ковшом брызгали молоком вверх навстречу и вослед улетавшим лебедям, начитывая древнюю молитву.       

Предками хори-бурят были хори-туматы, жившие к востоку от Байкала, в средние века они проявили непокорность воле Чингисхана. За что были разгромлены и переселены в монгольские степи подальше от родных земель. Большая часть из них затерялась среди многочисленных монгольских племен. 

Но мечты вернуться на земли предков передавались из поколения в поколение хори. Вернуться туда, где их прародитель Хоридой-мэргэн свободно охотился на диких зверей и на соболя. И только через четыре столетия сбылись их мечты о великом возращении.
Когда время царств наследников золотого рода Чингисхана в великой степи близились к концу и вскоре должны были пасть ударами маньчжуров, хори с их предводителем Дай-хун-тайджи и его супругой Бальжан-хатан бежали в 1613 году на Онон, в Агинские степи (Забайкальский край). Но Бэйлэ-батор, крупный феодал, отец Дай-хун-тайджи, впал в гнев из-за побега его подданных.

Он отправил в погоню целое войско, приказав вернуть беглецов, а Бальжан-хатан, которого он обвинил в побеге, убить. Когда воины Бэйлэ-батора настигли их, Дай-хун-тайджи оставили в живых и возвратили отцу, а его молодую жену убили и сбросили ее тело в озеро.
Большая часть 11 родов хори смогла скрыться от преследователей в горах и лесах. После ухода войска часть хори осталась на Ононе, другая часть перекочевала  в долины рек Уда, Хилок, Курба, Чикой, по берегам Еравнинских озер. И здесь, и там приходилось отстаивать с оружием в руках право жить на этих землях. 
Ближе к концу XVII века хори добровольно приняли подданство российской империи. Позднее, чтобы закрепить за собой занятые земли, хори отправили своих послов к Петру Первому. Царь распорядился, чтобы земли по Селенге, Уда, Тугнуй, Хилок до границ с Монголией были отнесены к владениям 11 родов хоринских. 
Хори, пребывая в Монголии, освоили скотоводство и стали кочевниками. Они были самыми зажиточными среди остальных бурятских племен. Об их бесчисленных табунах лошадей, овец, коров, верблюдов ходили легенды. Если западный бурят имел до 500 голов скота, то являл собой там пример огромного богатства. У богатого хори-бурята количество скота могло достигать  1000 верблюдов, 4 000 лошадей, от 2 000 до 3 000 коров, не говоря уже об овцах – 8 000 голов.Скот пасли круглый год на подножном корму. Запасались сеном только те, кто обладал меньшим количеством живности.

Хори жили в войлочных юртах. Верхнее отверстие закрывалось шестиугольной войлочной крышкой с веревкой. Лучи солнца, попадавшие через отверстие, служили часами. Время определяли в зависимости от угла их падения внутри жилища. Знатные люди жили в юртах из белого войлока, чьи края были украшены красиво сплетенными волосяными лентами. Отдельные юрты были для жен, родителей, близких родственников. Отдельно для религиозных церемоний, для хозяйственных нужд.

Долгое время хори исповедовали шаманскую веру. На родовых обрядах шаманы разных ступеней могущества камлали и приносили жертвы богам. Позднее многие из них приняли буддизм. Из хоринских родов вышло много больших священнослужителей и монахов – лам. 

Сегодня хори-буряты – самая многочисленная этническая группа в составе бурятского народа. Они проживают в Хоринском, Кижингинском, Еравнинском, Мухоршибирском, Баргузинском и Курумканском районах Бурятии, а также в Агинском бурятском округе Забайкальского края. Диалект хори-бурят лег в основу литературного бурятского языка: язык газет, журналов, книг и телевидения.    

0 коммент. :