1 июн. 2011 г.

Только во времена царя Алексея Михайловича, прозванного в народе «Тишайшим», стала забываться великая смута начала XVII века. Духовник царя, митрополит Никон решил вести реформы православной церкви. Эти нововведения привели к ее расколу.
Все, кто остался верен православию времен Киевской Руси, превратились в диссидентов.  Протопопа Аввакума, призывавшего держаться за «древлее православие, за своеземное» оправили в ссылку в Сибирь.

Другими известными пострадавшими за «древлее благочестие» были диакон Феодор, инокиня Феодора (Морозова). До февральской революции 1917 года их считали «врагами императорского дома». Только на Освященном соборе 1917 года провели прославление мучеников и исповедников за благочестие пострадавших. А через одиннадцать лет мученикам и исповедникам был установлен день торжественного празднования – воскресение перед неделей св. Праотец.

Много староверов, гонимых на родных местах, нашли убежище в польских землях (сегодня это территория Белоруссии). На безлюдных Ветке и в Стародубье. Польские феодалы неплохо приняли беженцев. Предоставили льготы, освободили на несколько лет от налогов. Об этом стало известно многим староверам, оставшимся в России. Туда стали прибывать сотни и тысячи приверженцев старых обрядов со всей Руси: от Московии до Астрахани. Крестьяне и посадский люд. 

Приходя туда, беженцы меняли свои имена и фамилии, часто фамилии брали от принявшего их пана. Это было необходимо в случае, если их станут искать, чтобы вернуть обратно. Поэтому староверы Бурятии нередко носят польские фамилии: Андриевские, Бельские, Вставские, Красинские, Покацкие, Ивайловские, Халецкие, Маниковские и другие. 
В 1735 году произошла так называемая первая выгонка. Россия отправила военные полки, которые увозили беглецов обратно. В те годы Польша или Речь Посполитая переживала трудные времена. Впереди ее ожидали три раздела и утрата независимости. Потому российские войска беспрепятственно заходили на ее территории. В 1762 году Екатерина II выпустила указ, по которому, староверы могли селиться «особливыми слободами, жить по своим правилам, ... им давались от всех податей и работ льготы на 6 лет». Но это не нашло отклика. 

Вторая выгонка началась в 1764 году. Всех поселенцев ветковских слобод отправили навечно в Сибирь под военным конвоем. Так как ссылали семьями, отсюда и появилось название русского субэтноса «семейские». Так началась история семейских Бурятии. На новой земле они смогли адаптироваться, сохранить свою веру и создать крепкие хозяйства. При этом не теряли связи со стародубскими и ветковскими старообрядцами. Писали друг другу письма.  

В Бурятии, семейские заселили, преимущественно, территории современных Бичурского, Мухоршибирского и Тарбагатайского районов, превратив их в житницы Забайкалья. Самые известные села семейских: Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково. Эти поселения хранителей древлеправославия в сердце Азии радуют глаз своей красочностью и яркостью. Традиция декоративного оформления фасадов домов, ворот, росписи и орнаментация сохранена до сих пор. В культуре сохранились целые фрагменты допетровской Руси: обрядовая поэзия (календарная и семейно-бытовая), протяжная песня и духовные стихи.

В мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО духовная культура семейских Бурятии провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).