1 июн. 2011 г.

Бурятия – это таинственный край, где на протяжении тысячелетий шаманами вершились обряды поклонения высшим божествам и духам предков. В исторических хрониках древнего Китая и средневековых монгольских летописях говорилось о великом множестве шаманов в этих местах. Позднее территория вокруг Байкала, особенно земли западных бурят были последним убежищем  древнемонгольских шаманских культов – тенгрианства.

Боги
В высшем мире проживают небожители – тенгрии. Мир богов разделен на 55 западных и  44 восточных небожителей. Западные боги во главе хана Хормуста являются олицетворением добра и света, а восточные во главе Ата-Улан – темноты и зла.
Ниже идут их сыновья – ханы или хаты. Главным владыкой западных ханов является Хан-Шаргай-нойон, восточных – Эрлик-хан. Среди людей фигура Эрлик-хана вызывает наибольший страх, потому что он хозяин подземного царства, куда попадают души грешников. 

Следующую ступень в пантеоне занимают  хозяева (эжин или эзэн) долин, лесов, воды и огня. В местах их обитания находятся ритуальные сооружения – обоо, в лесных рощах, ветки деревьев обвязаны ленточками. Обычно раз в год или полгода проводятся обряды почитания эжинов. Эжинами, чье могущество усиливается из века в век, порой становятся после смерти души шаманов. В таких местах, необходимо, вести себя максимально сдержанно и учтиво. Нарушение спокойствия сакрального места грозит обернуться бедами.

Тем, кто едет на машине, на пути часто встречаются обоо, находящиеся недалеко от дороги. В знак уважения бросают монеты, спички и сигареты, если есть водка, то в небольшом количестве подносят ее (в Бурятии это называется «капать» - от слова «капля»). Нередко, кто равнодушно проезжает священные места, впереди ожидают опасности – поломка или аварии.

В самом низу иерархии находятся невидимые человеческому глазу существа – шудхэрнууд, ада, бохолдой. Подходящий эквивалент в русском языке – черти, бесы. Они приносят вред людям и животным. Многие бытовые обряды направлены на защиту от них. Наиболее уязвленными считаются маленькие дети. Также нежелательно ходить по ночам, особенно по заброшенным местам, где, предположительно, они могут обитать.

Шаманы и духи предков
Духи прародителей и предков (это могут быть прадеды и прабабушки) являются хранителями конкретного рода. Сегодня они занимают одно из главных мест в верованиях бурят. Если потомки забывают своих предков, не проводят обряды почитания, то они могут наслать на них беды и несчастья, либо лишить их своей защиты и покровительства.
Посредником между миром людей и богов является шаман. Говорят, раньше шаманы, избранные по воле Тенгри, летали по воздуху, вызывали гром и молнии, могли лизать языком раскаленное железо, даже собственноручно отрезать себе голову и вернуть ее на место, не причиняя никакого вреда здоровью. 

Когда начиналась война между племенами или родами, то их шаманы также вступали в борьбу друг с другом. Ночью перед битвой духи с обеих враждующих сторон выходили на бой. Если воины занимали чужие земли, то первым делом, шаманы заселяли в эти местности своих божеств. 

Шаманами становились в основном те, у кого были предки шаманами по отцовской или материнской линии. Раньше шаманов выбирали непосредственно по воле небожителей – тенгриев. Они наделяли их великим могуществом и духовной силой. С упадком тенгрианства шаманов стали выбирать духи предков, что сильно сказывалось на их силе.
На претендента насылается шаманская болезнь. Это могут быть видения, способность слышать голоса невидимых существ, тяжелые болезни, от которых излечиваются после посвящения в шаманы. 

Обряд посвящения
Обряд этот называется по-бурятски – шанар. У каждого племени свои особенности его проведения. Обычно посвящение проводит несколько родовых шаманов возле большого дерева. Для этого закалывают овцу, насаживают ее задней частью на длинный шест, обращают ее верх и ставят на землю. Рядом втыкают березы, все на подбор, с ветками, листьями и сучьями, обращают их  на юг. К ветвям привязывают шкурки зайцев, белок, лоскуты ткани. Главный шаман надевает  на голову железную шапку с двумя рогами, бьет бубен и возносит молитвы. Посвящаемый должен войти в особое состояние и взобраться на дерево. После завершения шанара посвящаемый становится шаманом.     
     
Реконструкцию настоящего костюма бурятского шамана со всеми главными атрибутами можно увидеть в Улан-Удэ в Музее Истории Бурятии. Некоторые посетители относятся с большим почтением к этому экспонату, оставляя подношения – монеты и бумажные деньги.

После этого он может проводить прием людей. Для разрешения их проблем, он обращается за помощью к духам предков или эжинам при обычной молитве или при вхождении в особое состояние сознания. Наиболее важный обряд поклонения высшим силам – молебен, который проводится при собрании обычных людей – жителей одной местности, членов одного рода – называется тайлаган.  На нем иногда можно увидеть, как в шамана, находящегося в трансе, входит дух конкретного предка или эжина, который обращается к присутствующим своим голосом и на старом наречии с рекомендациями, как поступать в той или иной сложившейся жизненной ситуации, когда и кому приносить жертвы. 


С приходом в Бурятию буддизма, шаманизм утратил свое господствующее влияние, многие функции шаманов, взяли на себя буддийские священнослужители: от прочтения молитв и проведения обрядов для улучшения жизни верующего до лечения по тибетской медицине. Многие шаманские сакральные места, особенно на востоке и на юге Бурятии, перешли в разряд буддийских священных мест.

0 коммент. :