1 июн. 2011 г.

Реформа Никона, в соответствии с греческой церковью, расколола православных на два лагеря. Исправление книг, новое хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшение количества поклонов, изменение церковного песнопения, крещение русских христиан тремя пальцами, а не исконным двоеперстием, – все это вызвало возмущение и протест среди православного населения. 

Сторонников старых обрядов было меньшинство, но по своему влиянию в регионах их проживания они оказывали большое влияние. При этом старообрядчество дробилось на различные духовные направления и традиции, именуемые толками и согласиями. После раскола в древлеправославии появляются такие толки как беглопоповщина, беспоповщина (федосеевцы и поморцы), темноверцы. Из согласий наиболее влиятельным было белокриницкое согласие.

В Бурятии среди семейских были распространены все указанные направления. Несмотря на разногласия в различных духовных и обрядовых вопросах они смогли сохранить свою общность. Общего было много: страдания предков за веру и древние обычаи, насильственное переселение на далекие восточные земли империи. 

Если в Петербурге еще думали, что эти переселенцы будут осваивать здесь земли, то местная администрация и конвоиры относились к ним как ссыльным и бунтовщикам. Поэтому взаимопомощь единоверцев было главным спасением. Реальность заставляла сторонников разных древлеправославных толков держаться вместе. Поэтому столкновения на почве духовных изысканий и толкований были крайне редки.  

За соблюдение старых обрядов в большинстве семейских сел Бурятии следили уставщики. Из-за отсутствия попов (власти всегда старались их находить и строго наказывать) они вели основные богослужения.
      
Поповщина
Часть старообрядцев отстаивала идею о необходимости сохранения собственного духовенства. Церковь Древлеправославная не могла, по их взглядам, существовать без священников (попов). Они должны были совершать богослужения по старым книгам и обрядам. Поповщина делилась на единоверческую, австрийскую (белокриницкое согласие), беловодскую епархию. 

После раскола было немало священников, отходивших от обновленной патриархом Никоном церкви. Как говорили раньше, перебегали. Оттого и название было беглопоповщина. Этот толк нашел поддержку среди посадского люда и предпринимателей. 
Матвей Геденштроль, исследователь, ученый о семейских Забайкалья, писал: «По большей части они имеют беглого попа. Главное достоинство коего, по их мнению, должно состоять в том, чтобы он не имел паспорта и привезен был из их монастырей России, куда для него посылают нарочных людей с большими издержками. Они держат попа в скрытных местах под самым строгим надзором».

Белокриницкое согласие
В 1832 году в Москве состоялся Большой Рогожский собор. Собравшиеся на нем депутаты от старообрядцев с разных концов страны постановили найти своего епископа. Чтобы избежать давления от Синода было решено учредить место пребывания будущего епископа за рубежом. Влиятельные купцы и предприниматели на свои средства снарядили посольство для отыскания епископа и устройства за границей старообрядческой архиерейской кафедры.
Выбор пал на небольшой монастырь, основанный старообрядцами с берегов Черного моря, в урочище Варница. По-молдавски оно называлось Фантына-Алба, что в переводе означало Белая криница.   

Определившись с местом, послы от старообрядцев России, иноки Павел и Алимпий прибыли в Константинополь с надеждой здесь найти будущего епископа древлеправославия.
Они обратились к греческому иерарху, находящемуся на покое. Это был Боснийский митрополит Амвросий.  28 октября 1846 году, несмотря на опасность со стороны российских властей, он изъявил желание присоединиться к старообрядческой Церкви. Этот день считается днем восстановления древлеправославной иерархии в Русской Церкви.
Белокриницкое согласие, одно из самых влиятельных направлений, нашло поддержку и сторонников среди семейских Забайкалья, в частности, среди приверженцев беглопоповщины.

Беспоповщина  
Сторонники этого толка не признавали попов. Они считали, что со времен Никона православная церковь оступилась от истинной веры. А истинно верующих священников попросту не осталась. Осталась только долгогривая братия, суть которых не служение Господь Богу, а служение Антихристу. 

Поэтому каждый истинный христианин есть сам священник, имеющий связь с Богом. Они ссылались на слова ранних деятелей христианской церкви, того же Иоанна Златоуста. «сами себя освящайте», «сами себе священниками бывайте».

Среди беспоповщины выделялись два основных толка. Поморский – распространенный на севере России. Федосеевского толка придерживались выходцы из Пскова и Новгорода. Основатель Феодосий Васильев. Его сторонники вели аскетичный образ жизни. Были непримиримы самодержавию. Молились не за царя, а самодержавие. Не платили налогов, уклонялись от службы в армии и в органах власти.