1 июн. 2011 г.


Сагаалган – буддийский новый год
Когда:
Празднование Нового года проходит в разные годы между концом января и серединой февраля, в первое весеннее новолуние по лунному календарю. 
Как проводят:
За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку в доме, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства. 29-го числа двенадцатого месяца перед Новым Годом должны искупаться все женщины. 30-го числа – все мужчины.

Церемония духовного очищения проходит 30-го числа (последний день старого года). Монахи проводят хурал (молебен) и зажигают ритуальный огонь, в который бросают чучело злого божества. Миряне перед этим ритуалом обтирают свое тело тестом, представляя, что все нечистое и болезни, впитывается в это тесто. Затем его бросают в специально отведенный для этого костер (до его зажжения).

В полночь во всех монастырях ламы читают молитву Чидирсан, которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине Балден Лхамо, покровительнице и защитнице семьи. Считается, что перед Новым годом она облетает все дома, чтобы проверить, как жила семья, какие совершали поступки домочадцы, и дарует им благословление на будущий год. 

 После наступления Сагаалгана начинается хождения по гостям. Новогодние празднества, по идее, продолжаются весь месяц. За столом должна быть белая пища – национальная кухня из молочных продуктов: саламат, пенки, сметана, творог и т.д.    

В этот же период верующие вешают в святых местах на деревья, освященные в дацанах ритуальные флажки с молитвами – «Хии Морин». На флажок вписывают имена свои и близких родственников. Развеваясь на ветру в течение года, ритуальный флажок приносит удачу и благополучие своему хозяину.
    
Майдари хурал – праздник Грядущего Будды МАЙТРЕЯ
Когда:
Примерно в августе.
Как проводят:
Майтрея – грядущий Будда. С санскрита его имя означает «ЛЮБОВЬ». С его приходом начнется новая эра, и закончится период «правления нашим мирос Будды Шакьямуни». В этот день после продолжительного хурала (молебна) из храма выносят скульптуру Майтреи, сажают его на колесницу, в которую обычно впрягают белого цвета лошадь. Окруженная толпами верующих колесница совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Считается, что Будда Майтрея незримо присутствует на этом молебне. Поэтому участие в таком ритуале дает возможность в будущем переродиться в ближайшем окружении Будды Майтрея.  
В Иволгинском дацане, резиденции XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева после хурала, по традиции, среди всех желающих проводятся бурятские народные игрища: скачки, борьба и стрельба из лука.      

Дуйнхор – праздник Великой Тантры КАЛАЧАКРА 
Когда:
Примерно в июне.
Как проводят:
Празднование Дуйнхор связано с началом проповеди тайного тантрического учения  Калачакары (с санскрита КОЛЕСО ВРЕМЕНИ). Одно из самых эзотерических концепций буддизма Махаяны. Временем формирования Калачакры считают X век. А местом – мифическую страну Шамбала, в которую могут погружаться только достигшие высокого уровня ламы и йогины. 
Проводится большой молебен, основная часть его проходит не в дацане, а на территории дацана под открытым небом. Зажигается небольшой ритуальный огонь, символизирующий божественные силы, в который совершаются различного рода подношения. Присутствие на таком обряде дает возможность очиститься от последствий проступков, и даруется благословление боле семи сотен божеств мандалы Калачакры.

Зула хурал – праздник Священных Лампад 
Когда:
Примерно в конце ноября – начале декабря
Как проводят:
Праздник посвящен памяти дню ухода в нирвану второго Будды в нашу эпоху после Будды Шакьямуни, основателя школы гелуг Цонкапы (Или Цзонхавы). В этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастыря зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Зажигание лампады или зулы и поднесение ее Трем Драгоценностям (Будда, Дхарма (его Учение) и Сангха (Его община)) дает верующему новые возможности на пути к просветлению, обретению долгой жизни и развитию ума.