14 июн. 2011 г.




Троицко-Селенгинский монастырь, село Троицкое, Прибайкальский район 
Первый монастырь в истории православия Бурятии. Создан при поддержке царя Федора Алексеевича. Был одним из богатейших монастырей в Иркутской епархии. В 1960 г. он признан памятником культуры государственного значения. Хотя монастырь пережил сильные разрушения, он не утратил былого величия. Великолепие архитектурного ансамбля сохранилось до сих пор.  


В 1681 году в 242 верстах от Иркутска и 54 верстах от Верхнеудинска, на перекрестке Большого Московского тракта и дороги в сторону Монголии и Китая православные монахи под руководством игумена Феодосия сделали закладку будущего Троицко-Селенгинского монастыря.

Это был первый официальный миссионерский центр. В 1684 году здесь построена из дерева соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. В описании 1732 г. об этой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Она просуществовала более двухсот лет.
Вторая церковь, освященная во имя Николая Чудотворца, была построена в первые годы существования монастыря.

Николай Чудотворец, один из наиболее почитаемых православных святых в Бурятии. Его святой чудотворный образ был явлен чудесно на острове озера Котокель во 2-й половине ХVIII в. Он обрел популярность среди и бурятского населения. Находили местные иконы, где Николай Чудотворец имел бурятский облик.  

Спустя чуть меньше века здание было в крайне ветхом состоянии. Поэтому ее снесли, а на ее месте построили новую церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1897 г. произошел крупный пожар, и деревянное строение храма погибло. Вместе с ним и самый древний в Сибири иконостас середины ХУII в., а также книга месячных «Миней» московского издания 1662 г. К 1905 году построили новую каменную церковь во имя Святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца. Во второй четверти XIX века были построены главные «святые ворота» с надвратной церковью во имя Св. Архистратига Михаила.

Храмовой комплекс, находящийся в живописном месте, создан по традициям древнерусского монастырского зодчества. Красоту дополняет богатство силуэтов и оформления  фасадов. Здесь гостили видные православные иерархи, а также особы царствующей династии: Его Императорское Высочество великий князь Алексей Александрович – в 1873 и Государь Император Николай II – в 1891 гг.

После революции в 1921 году монастырь был закрыт. После этого начинается чехарда с владельцами оставшихся зданий. Сначала здесь находился детский дом. В начале 30-х санаторий юных пионеров, а затем до 1938 г. детская психоколония Облздрава, затем бывшие церковные здания перепрофилировали под взрослую психбольницу.

За годы советской власти храмовый комплекс местами оказался полностью заброшен, где-то остались только руины. Но большей частью основной архитектурный ансамбль сохранился.
26 декабря 2006 года весь комплекс монастырских строений передан Русской Православной Церкви, начато возрождение монастыря. Регулярно совершаются богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Налаживается уклад монашеской жизни.

  
Сретенская церковь, село Батурино, Прибайкальский район
В 1813 году на месте старой деревянной церкви началось строительство каменного храма. Через 16 лет нижняя теплая церковь была освящена в честь великого праздника Сретения господа Иисуса Христа. В 1836 году освятили уже верхнюю церковь во имя великомученика и Победоносца Георгия. В годы советской власти здание церкви использовали  как сельский клуб. В 1999 году государство храм вернуло РПЦ. После реставрации и освещения храм стал женской обителью. Сегодня там 13 насельниц во главе с настоятельницей. В монастыре существует швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огород и большой скотный двор. 

Посольский Спасо-Преображенский монастырь, с. Посольское, Кабанский район
Второй  православный монастырь в Бурятии, его трехсотлетняя история впитала в себя все перипетия и успехи развития православия на этой земле. Играл важную роль в христианском миссионерстве среди местного населения. Ансамбль Посольского монастыря является выдающимся памятником архитектуры Сибири. 
   
Главным меценатом монастыря стал Осколков Григорий, купец, комиссар торгового каравана в Китай. В 1706 году он получил от тобольского митрополита Филофея Лещинского благословление и грамоту на строительство «своим коштом в Посольскому пустынном монастыре церковь во имя преображения Господа Нашего Иисуса Христа и украсить святыми иконами и потребной утварью».  

Освещение новой церкви прошло в 1722 году. После пожара в 1769 году, через четыре года был заложен фундамент для каменной двухпрестольной соборной церкви. В 1802 г. было начато строительство каменной Никольской церкви, которая была освящена во имя святителя и чудотворца Николая в 1812 г. Она сохранилась до сих пор. Также из исторических построек после советской власти сохранился Спасо-Преображенский собор, построенный благодаря стараниям и радению купца Осколкова.

В 1902 г. монастырь стал женским. К началу ХХ века монастырь обладал чудотворной иконой Святителя Николая Угодника и чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы.
После закрытия в 1920-х гг. монастырь использовали под клуб, школу и больницу для психически больных детей. В 1995 году был зарегистрирован православный приход. С 2000 года в обители вновь начата монастырская жизнь. Монастырь возрожден уже как мужской.


Одигитриевский кафедральный Собор, Улан-Удэ 
Это первое каменное архитектурное сооружение, построенное Верхнеудинске (прежнее название Улан-Удэ). Сначала это была одноэтажная деревянная церковь. Ее построили в начале XVIII века на территории городского кладбища.

Позднее вместо нее решили построить каменный храм во имя иконы Божьей Матери Одигитрия (Путеводительница). В 1741 году был заложен первый фундамент. Строительство шло более сорока лет. Главным благотворителем выступил верхнеудинский купец П.А. Фролов.

Главным убранством внутри храма были золоченые резные иконостасы. В верхнем храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядами икон. Храм действовал почти до 1929 года. Через год сняли колокола. Здание стали использовать курсы строителей. Власти не придумали ничего лучше, как разместить в нем антирелигиозный музей. Позже там находились фонды исторического музея. 

В 1995 году собор передали Русской Православной Церкви. На следующий год началась реставрация и на праздновании Вознесения Господня на колокольне собора установили 6 колоколов. Из Свято-Троицкого храма в собор переехал центр благочиния бурятского округа.
В 1999 году произошло чудо – замироточила икона Божией Матери «Одигитрия».


Свято-Троицкий храм, Улан-Удэ
Строительство этого храма началось в 1770 году. На постройку обители божьей жертвовало местное городское купечество. Основные вопросы по возведению и затратам взял на себя купец Василий Пахолков.

В начале XIX века богоугодную ношу взял на себя Афанасий Налетов по строительству каменного здания храма, которое было  завершено в 1816 году. Северный придел Покрова Божией Матери был освящен в 1818 году, южный придел Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца в 1856 году.

Долгое время церковь считалась кладбищенской. По канонам православной веры покойников хоронили освященной земле. С ростом городского населения это уже было сделать крайне трудно. Поэтому при церкви позднее покоились в основном священники, купцы, жертвовавшие во благо религии, градоначальники. 

В 1773 г. не доехав  5 верст до Верхнеудинска, скончался ссыльный иеромонах Арсений.  Он был погребен на Троицком общем кладбище. Вскоре верхнеудинский купец Иван Байбородин не раз приходило видение горящей свечи над могилой усопшего монаха.

Купец взял на себя все затраты по установке склепа и строительства часовни над могилой. О могиле также говорили, что «многие из городских жителей... в болезнях брали с могилы Арсения землю и, разводя в теплой воде, поили ею детей, которые и выздоравливали».
Когда в 1929 году закрыли Одигитриевский собор. Богослужения стали проводиться при Троицкой церкви. Храм закрыли в 1940 году. Сначала там  разместили склад кинопроката. Затем после переоборудования кладбища под городской сад отдыха (существует в до сих пор), к алтарю церкви пристроили танцплощадку.

В 80-е годы церковь была в бесхозном состоянии. Передачи его православной церкви прошла в 1988 году. После проведения реставрационных работ в 1991 году прошло первое богослужение. Тогда же освятили северный придел Покрова Божией Матери.


Храм Вознесения, Улан-Удэ
Церковь изначально находилась под горой вблизи Верхнеудинского острога на берегу реки Уда. Ее построили в 1789 году и освятили во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1809 году ее перенесли на другой берег реки. В 1816 году верхний предел храма освятили во имя Вознесения Господня. Церковь деревянная с двойными стенами, вырубленные из бревен лиственницы.

После закрытия в 1929 году здание церкви использовали под столовую для рабочих и служащих кожевенного завода, затем под общежитие сотрудников НКВД. После войны в 1945 году храм вернули православной церкви. До конца 80-х годов это был единственный действующий храм на всю республику.