7 июн. 2011 г.



Первыми монахами, принесшие Учение Христа монгольским племенам были несториане. Тогорил-хан, вождь кереитов, бывший главный союзник Чингисхана был крещенным. Но большая часть кочевников и охотников Бурятии и Монголии поклонялись шаманским культам вплоть до XVII века. Именно этот век стал временем распространения двух мировых религий в этих землях. Казаки и землепроходцы были православными христианами. При своих острогах они часто строили церкви. 


Первоначально, все сибирские христиане находились под контролем Московского патриарха. Он лично приказывал своим архиереям посылать священников на присоединенные к России территории. Так как, он находился на большом отдалении от этих мест, очень сложно было управлять духовной жизни сибиряков.  

К этой проблеме добавилось и то, что в те времена, в Сибирь за свободой, золотом и пушниной ринулся гулящий люд (бандиты, разбойники, бывшие арестанты, падшие женщины) со всей империи, не имевших никаких нравственных принципов и в реальной жизни не соблюдавших заветов Господних. Результатом этого была крайняя распущенность и отсутствие порядка.
         
В 1620 году, намериваясь решительно с этим бороться, патриарх Филарет учредил в сибирском городе Тобольске особую епархию с кафедрой. Первым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Киприан.

Тобольская епархия
Широкое строительство новых храмов в Восточной Сибири началось в конце XVII века при митрополите Павле. При нем в 1681 году церковный собор решил посылать духовных лиц для просвещения неверующих законам христианским на земли на реке Лене и в Дауры (Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край). 

В том же году в Бурятию прибыли из Москвы первая в истории Сибири полная миссия под начальством игумена Темниковского Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосия, состоявшая из 12 человек. Их деятельность началась со строительства Троицко-Селенгинского монастыря на левобережье Селенги. По общей задумки это первый монастырь в Бурятии должен был стать центром христианского просвещения и миссионерства.
  
В 1687 году игумен Феодосий на Байкале построил заимку и пустынь для обитания монахов на Посольском мысу. Это стало началом истории Посольского монастыря (позднее именовался Спасо-Преображенским), который играл важную роль в развитие христианства в Бурятии.

Государство активно поддерживало эти два монастыря. К их владениям принадлежали большие вотчины, заимки и рыбные угодья. Из Москвы поступали государственные жалования, а от местных купцов – большие пожертвования.
 
Вокруг монастырей, на принадлежащей им земле, появлялись новые селения из русских и принявших христианство бурят. Это села Байкало-Кудара, Тресково, Тимлюй, Подлопатки, Елань, Карымск, Малый Куналей и много других.

Иркутская епархия
В 1727 году было образована Иркутская епархия. Святитель Иннокентий стал епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. Несмотря на это, к середине столетия миссионерская деятельность Православной Церкви в Бурятии стала ослабевать. Сказывалось секуляризация (все монастырские земли и угодья отошли к государству) и сокращение государственного жалования.

Христианство стало набирать силу в немногочисленных городах. В 1781 году был построен на средства богатых горожан первый каменный храм Бурятии в Верхнеудинске.
   
Миссионеры из восточных бурят обучались в училище при Посольском монастыре, в Чите, в Нерчинском духовном училище. Западные буряты в Иркутской духовной семинарии. Наиболее способных из них отправляли в Казанскую духовную академию. Выпускники переводили христианские книги на родной язык. А также ратовали за отправление служб на бурятском языке.

Первое богослужение на бурятском языке состоялось в августе 1852 г. при освящении Гужирской Николаевской церкви, настоятелем которой стал бурят Н.Н. Доржиев.

Забайкальская и Нерчинская епархия
Население Бурятии и Забайкальского края к концу XIX века стремительно увеличивалось. Поток переселенцев в эти края только усиливался. Количество православных церквей достигло уже 200. В 1894 году из Иркутской и Нерчинской епархии выделяется самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия. Число церквей неуклонно растет. К 1909 г. их было уже 376.
После революции и гражданской войны государство взялось за религию. В 1930 году Забайкальская и Нерчинская епархия была упразднена. Многие церкви Бурятии были разрушены. Послевоенные годы единственным православным приходом на всю республику был приход Свято-Вознесенской церкви.

В 90-е годы началось возрождение православия. В 1994 году  была создана Читинская и Забайкальская епархия. В этом же году образовалось Бурятское благочиние. На сегодня в Бурятии действует 63 православных прихода. Трудятся во благо святого дела 31 священник. Многие из них обучались в духовных семинариях Москвы, Тобольска и Томска.

Дополнительно: В последнее время в храмах Бурятии стали мироточить иконы. 15 октября 1998 г. замироточила в Ильинкинской Богоявленской церкви храмовая икона пророков Давида и Исайи, 30 октября 1999 г. в молельной комнате Одигитриевского прихода в г. Улан-Удэ — храмовая икона Божией Матери «Одигитрия».