1 июн. 2011 г.

После распада империи монголов на большое количество борющихся друг с другом ханств и уделов к XV веку протобурятские племена (лесные монголы), проживавшие на западной стороне Байкала, обрели независимость. По неизвестным причинам к этому времени жители страны Баргуджин-Токум покинули восточное побережье Байкала, откочевав во Внутреннюю Монголию. Южная часть Бурятии оставалась в составе уделов монгольских князей и ханов.
    
В середине XVII века территории Иркутской области и Бурятии были присоединены к Российской империи. Форпостом России на юге Бурятии стал Селенгинский острог. Долгое время это был край российского государства, южнее земли были уже монгольскими. Однажды острог был осажден пятитысячным войском монгольского Тушету-хана. Гарнизон же состоял из 294 человека. Обороной крепости командовал ссыльный, бывший гетман Войско Запорожского, Демьян Многогрешный. Противник не смог взять крепость и ушел в Монголию.   

В 1666 году русские казаки построили небольшое зимовье, которое через несколько лет станет Удинским острогом, затем Верхнеудинском – административным центром Забайкалья и будущей столицей Бурятии – Улан-Удэ. 

В Бурятию из-за междоусобных войн в Монголии один за другим приходят монгольские рода и племена, принимая подданство России: сартулы, сонголы, табангуты, хори – потомки хори-туматов, возвращавшиеся на земли предков, откуда они ушли во времена Чингисхана. Многие монголы становились казаками, на их плечи ложилась задача охранять российско-монгольскую границу. И ни столько от вторжения врага, сколько от разбойничьих нападений с угоном скота и людей. Так как это дело было обычным для племен, живущих по обеим сторонам границы. 

В 1726 году Санкт-Петербург отправил посольство в Китай во главе с талантливым дипломатом Саввой Рагузинским. Через два года был подписан Буринский договор с китайской стороной. В этом документе были определены современные границы между обоими государствами и отрегулированы их торговые отношения. В нем также говорилось, что русские могут построить два пограничных торговых пункта, но был построен один – Кяхта. Китайцы в 120 саженях от границы выстроили свой торговый городок - Мэй-мэ-чень. С этого момента по Бурятии стал проходить транзитный путь Чайного пути. Верхнеудинский острог стал главным перевалочным и оптовым пунктом после Кяхты. Так началась эпоха «чайных» миллионеров. 

Российское государство давало определенную независимость в самоуправлении бурятским и монгольским племенам, которые объединились постепенно в один бурятский народ. Над каждым племенем стоял родоначальник – тайша. Он являлся главой местной родовой администрации. 

Так как тысячи новоприбывших монгольских эмигрантов в Бурятию были буддистами, царское правительство старалось поддерживать буддизм в этой части страны. При Екатерине II в XVIII веке был учреждена автокефальная бурятская буддийская церковь – институт Пандито Хамбо лам, главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Тем самым буддизм был признан одной из традиционных религий в России.
Бурятию первоначально заселяли крестьяне и казаки. С XVIII века сюда стали высылать тысячи старообрядцев, в конце XIX века произошел новый поток крестьян – переселенцев, которым выделяли земельные наделы. 

В годы гражданской войны Бурятия стала уделом казацкого атамана Семенова, который подчинялся верховному правителю России адмиралу Колчаку номинально. Власть атамана поддерживалась японскими войсками, которые оккупировали весь Дальний Восток и Восточную Сибирь наряду с американцами.   

После падения власти Семенова советское правительство, не желавшее начинать новую войну с Японией, в 1920 создает Дальневосточную республику – буферное государство первоначально со столицей в Верхнеудинске, затем в Чите. 
В 1923 году была образована Бурят-Монгольская АССР. В начале 30-х прошел конкурс на новое название города Верхнеудинска, победило название Улан-Удэ. По-бурятски означает «Красные Врата». 

В 1992 году Бурятская АССР трансформировалась в Республику Бурятию.

0 коммент. :