15 нояб. 2011 г.



«Ты не был в Курумкане? – удивленно спрашивали меня знакомые, и, качая головами, говорили, – Там такие горы, такие живописные места. Это один из самых красивых районов в Бурятии».
Вообщем, это была одна из причин, чтобы ехать так далеко. На самом деле, ответов на вопрос «зачем ехать?» наберется сколько угодно. Пришлось только ждать, когда появится возможность туда рвануть. 

И вот, в мае, в БЭТА (Байкальская ЭкоТуристическая Ассоциация) предложили съездить в Курумкан, встретиться с человеком, чтобы разработать туристический маршрут для монголов, точнее для монгольских женщин, которые хотят поклониться богине Янжиме и попросить у нее детей. Дали мне номер, по которому мог связаться с потенциальным партнером, у него своя небольшая база на Буксыхэнском источнике. Партнер по имени Василий-лама. Приставка «лама» говорила о том, что делом занимается буддийский священнослужитель. Позвонив ему, он вкратце объяснил мне, в котором часу и откуда нужно выезжать.


Майское раннее утро, поймав на Проспекте 50-лет Октября маршрут под номером 30, я поехал до вокзала Южный, у набережной. Раньше из года в год на вокзале проходили битвы народов за шанс попасть в автобус, идущего в Курумкан. Слава цивилизации, теперь это за плечами. Теперь главное приехать пораньше, купить билет в кассе, на котором даже указано место. Явление настолько простое, но только сейчас входит в обыденность. Пишу смс Василию-ламе, мол, выезжаю, встречайте, приходит короткий оптимистичный ответ: «ок!». 

Автобус попался старый. Еще на выезде из города он стал дымиться, кряхтеть, останавливаться и не заводиться. Народ стал бунтовать, требуя новый автобус, так как путь длится 7 часов, это более 420 км. За это время можно проехать пару небольших европейских стран. Но шофер дело свое знает, молча давил на газ и ехал. Местами это не дорога, а чудовищные колдобины, но тем, кто ездит по этой трассе не привыкать делать крутые виражи и прыжки на ямах.

После переправы на пароме через реку Баргузин, кроме того, что появляется асфальтированная дорога, ощущаешь, что попадаешь на другую землю. Здесь когда-то жили древний народ баргуты, поднимавшие восстания против Китая и каганатов кочевников. По большей части сами они занимались земледелием, для чего строили ирригационные системы с оросительными каналами. Река была природным защитным препятствием для врагов. Наверное, не мало потонуло в холодной воде Баргузина воинов-иноземцев, пока их орды пытались переправиться в долину.

Когда едешь по долине, проезжаешь немногочисленные села, степи, величественные горы, и глядя в широкие окна старого автобуса такое ощущение, будто смотришь хороший документальный фильм о природе. В голове рисуются образы древних баргутов, населявших эту «землю тысячи духов», Баргуджин-Токум, откуда была родом бабушка самого Чингисхана.  

Пустеет салон, пассажиры высаживаются по маленьким умирающим деревенькам Баргузинского района, начинается район Курумканский. Пейзаж меняется на огромные горы с заснеженными вершинами, и так до самого конца нашего пути. Когда-то Баргузинский район включал себя территории нынешнего Курумкана, таким образом, в него входила вся Баргузинская долина, но в 1944 году был образован отдельный район. 
В Курумкане на местном автовокзале встречает Василий-лама. Небольшого роста, с добрым спокойным лицом, в одежде мирянина. Село удивляет своим развитием, филиалы улан-удэнских крупных магазинов, асфальтированные дороги, просторный ресторан, куда едем обедать. В Улан-Удэ такой ресторан быстро бы набрал популярность.

В ресторане сидели азербайджанец, видимо хозяин, и бурят лет 40 в спортивном костюме, видимо, местный авторитет, смотрели громко включенный плазменный телевизор, откуда лилась музыка и песни из далекого Баку. Кроме нас с ними, никого больше не было.
дуган Василия-ламы


Пообедав, отправляемся на машине Василия-ламы в дуган, который он построил с членами своей буддийской общины. Ворота в традиционном восточном стиле, два субургана во дворе, теплый по ощущениям храм. «Хочу сделать хорошую библиотеку, чтобы простые люди могли читать, узнавать о философии, как жить», - говорит Василий-лама, показывая еще не полные полки с книгами.

внутри дугана


После знакомства с дуганом выезжаем в Курумканский дацан, он находится поблизости.
Курумканский дацан красиво смотрится на фоне гор, устремленных к небу. Внутри здания мое внимание привлек большой портрет сидящего в позе лотоса ламы с четками в руке. «Это Содой-лама, - мелькнула мысль у меня в голове. Так и вышло.

Курумканский дацан
Легендарный Содой-лама, настоятель Баргузинского дацана, родился в местности Элысун в 1846 году, признавался как перерожденец великого индийского учителя Нагарджуны. Также некоторые считали его, перерождением Нималайн-гэгээна, который прибыл в эти земли, чтобы подавить полчища злых духов. Баргузинская долина всегда славилась шаманами, кто-то из них поклонялся и темным силам. Нималайн-гэгээн своими способностями подавил вредоносных существ, причинявших страдания людям и шаманов, которые были связаны с этими духами.
Он предсказал, что в долине родится свой перерожденец – хубилган,  великий йогин, который принесет много пользы.

легендарный Содой-лама

Содой-лама при жизни достиг больших высот в практике буддийского учения, обладал даром ясновидения, мог перемещаться в воздухе, много путешествовал по Азии, где был распространен буддизм.

ступа у Барагханского источника

Выйдя из дацана, мы с Василием-ламой обсудили дальнейший маршрут. Едем в село Ярикто, в Баргузинский дацан, но перед этим заезжаем на Буксыхэнский аршан, там неподалеку от него находился до своего разрушения 30-х годов старый Баргузинский дацан. Проездом проезжаем Барагханский аршан, который издавна славится своими лечебными свойствами, помогает при лечении болезней почек, легких, глаз, желудка. У дороги в 2007 году построили субурган, посвященный этой святой местности, где бьет целебный источник. Сделав почтительный обход субургана, омыв лицо в ручье, текущего из источника, отправляемся на «серебреный аршан». Это второе название Буксэхэнского аршана. Там, районная администрация выделила Василию старые активы оставшиеся от советской лечебницы, мини-станцию. На соседних курортах электричество редкое явление.

«Много работы было со строительством дугана. Но как-то решил с семьей отдохнуть. Отдыхали на другом курорте, там света нет. Поэтому после процедур, рано ложишься спать, и вот ночью просыпаешься от абсолютной тишины. Удивительное чувство!», - делится впечатлениями Василий-лама.

Курорт на Буксыхэнском источнике

Прогулявшись по лечебнице, зайдя в дома для отдыхающих, я немного поснимал на фотоаппарат. В сущности, если вложить дополнительные инвестиции получится добротный небольшой курорт. Вода из «серебреного источника» лечит желудок, глаза, опорно-двигательный аппарат.


Общий вид 

Мы решили дойти до основания прежнего Баргузинского дацана. От которого осталась яма, видны контуры расположения самого здания. Стоят полуразрушенные субурганы. Рядом стоит навес, где ламы из Иволгинского дацана и из долины проводят хуралы, примерно раз в год.

В этом месте находился Баргузинский дацан до своего разрушения  


Когда-то здесь кипела жизнь. Возносили молитвы божествам ламы, в чьих венах текла кровь эхиритов, пришедших под руководством Андрея Шебшеева в Баргузинскую долину в XVIII веке с верховьев Лены, с другой стороны Байкала.
Затем мы отправляемся в село Ярикто, в современный Баргузинский дацан, рядом с которым и проявился лик богини Янжимы. 

С нами едет помощник Василия, хуварак при его дугане, его когда-то Василий усыновил. Стоит сказать, что у него большая семья: трое своих детей и двое усыновленных.


Здесь проводят ритуалы 

Вечерело. Баргузинский дацан был уже закрыт. Но нам его открыли. Молодой хуварак молча открыл дверь, ожидая, когда мы сделаем гороо в дацане. После этого пошли пешком к богине Янжиме. 
Современный Баргузинский дацан
По дороге сотни и сотни каменных тур, особенно в пойме высохшей горной реки. Люди видимо загадывают желания, складывая в святом месте камни в башенки. За нами весело побежал местный пес, неожиданно вынырнувший из кустов. Идти где-то километр, полтора, в гору с небольшим подъемом, я после зимы даже стал немного выдыхаться. По дороге сделаны скамейки для желающих отдохнуть.
Вот мы у цели. 

Каменные туры, посвященные богине
Огромный кусок скалы, на котором проявился лик божества, окружен многочисленными камнями, на которых лежать куклы, детские игрушки. Великая богиня встречала нас в лесной тишине и весенней прохладе. Янжима, на санскрите ее имя звучит Сарасвати, покровительствует творческим людям, музыкантам, писателям, также дарует детей, кто искренне просит ее об этом. Я сложил молитвенно ладони и помолился ей. Я был рад встречей с ней. Василий-лама, его приемный сын тоже погрузились в свою молитву.

Лик Богини за этим стеклом

Это по-настоящему святое место, чья божественная энергия распространяется на целые расстояния. 

Посетив домик, в котором расположен алтарь, стенд с информацией о богине, мы отправились обратно в Курумкан. По дороге Василий-лама позвонил на местный автовокзал и забронировал место для меня. Переночевав в доме Василия-ламы, договорившись о сотрудничестве, о моем последующем приезде, я уехал на 11-часовом автобусе домой в Улан-Удэ.


Недалеко от Ярикто

Баргузинская долина – это удивительное место, куда обязательно нужно съездить, чтобы своими глазами увидеть то интересное, живое, настоящее и сакральное, все что, заставляет нас смотреть на это мир другими глазами.    

ТЕКСТ, ФОТО: КЛИМЕНТИЙ ФЕДОРОВ 
УЛАН-УДЭ-КУРУМКАН, МАЙ 2011


журнал ILoveBuryatia.ru 15.11.2011 1(1)



-->