Из всех
бурятских племен нет более близких культуре и языку Монголии, чем южные буряты.
Их предки были собственно монгольские племена, ушедшие со своих земель в Россию
в надежде обрести там мир и спокойствие. Юг Бурятии всегда был прибежищем
многих кочевых народов.
До
принятия российского подданства часть южных бурят – атагины, ашабагаты, узоны,
хатагины находились под властью Сайн-хана. Сайн-хан был монгольским вассалом
императора Китая из династии Цин. Кроме выплаты дани, он вел войны в то смутное
время в великой степи. Непомерные налоги и притеснения тяжелым бременем
ложились на его подданных. Сайн-хан сурово расправлялся с непокорными.
Многие
кочевники внимали слухам о том, что севернее от их земель есть земля
обетованная, где правит добрый и справедливый Белый царь. Этот царь хорошо
относится к тамошним монголам, именуя их то ли братами, то ли братьями.
В 1650
году с боями стали пробиваться на юг Бурятии атагины. Небольшой отряд из 44
человек возглавили два брата Цахар барас-батор и Хангин Цолом-хошучи. Несмотря
на заслуги перед монгольским ханом, они оказались обделены почестями и
вниманием. Цахар вручную поймал живого барса и подарил его Сайн-хану. А Хангин
был одним из лучших воинов в ханской армии.
Когда они
откочевали в Бурятию, российская администрация выделила им в пользование земли
в долине рек Джида и Селенга, возложив на их плечи охрану границы.
Ашабагаты
обитали в предгорьях монгольского Алтая, воевали против легендарного
Бошокту-хана. Они смогли разгромить два его отряда. Через год в 1684 году на
всенародном собрании вожди племени решили уходить на север. Еле оторвавшись от
погони, они вступили на землю Белого Царя. В 1686 году они приняли его
подданство и расселились по левобережью Хилка и правобережью Чикоя.
Племя
сартулов, чья звезда взошла при великом Чингисхане, занимали высокие посты,
получали титулы и награды. После распада империи они, как и все монголы, попали
в зависимость от Китая. Наступили тяжелые времена. Вождь сартулов решил уходить
в Россию. Прибыв на юг Бурятии, они расселились в долине реки Джида.
Табангуты,
находясь под властью Сэцэн-хана, были вынуждены терпеть притеснения. У них
отнимали имущество, скот. В течение трех лет они совещались, выбирали по
священной книге время ухода, берегли лучших коней и снаряжение. В назначенный
день, оставив свой скот и юрты, взяв только необходимое, они покинули родные
места. С помощью хитрости им удалось оторваться от преследователей, и они
наконец-то добрались до Бурятии. После принятия подданства они расселились по
реке Ичетуй и Сагаатай.
Южные
буряты первыми из бурятских племен, кто принял буддизм. Долгое время они были
держателями буддийской традиции. Из их родов назначали глав буддистов Восточной
Сибири – Пандито Хамбо Лам. Резиденцией духовных владык был Тамчинский дацан.
Отсюда буддизм распространился среди многочисленных хори - бурят.
Сегодня
южные буряты, выходцы из Монголии, проживают преимущественно в двух
приграничных районах Джидинский и Кяхтинский районы, а также в Селенгинском.