Реформа
Никона, в соответствии с греческой церковью, расколола православных на два
лагеря. Исправление книг, новое хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении
обрядов, уменьшение количества поклонов, изменение церковного песнопения,
крещение русских христиан тремя пальцами, а не исконным двоеперстием, – все это
вызвало возмущение и протест среди православного населения.
Сторонников
старых обрядов было меньшинство, но по своему влиянию в регионах их проживания
они оказывали большое влияние. При этом старообрядчество дробилось на различные
духовные направления и традиции, именуемые толками и согласиями. После раскола
в древлеправославии появляются такие толки как беглопоповщина, беспоповщина
(федосеевцы и поморцы), темноверцы. Из согласий наиболее влиятельным было
белокриницкое согласие.
В Бурятии
среди семейских были распространены все указанные направления. Несмотря на
разногласия в различных духовных и обрядовых вопросах они смогли сохранить свою
общность. Общего было много: страдания предков за веру и древние обычаи,
насильственное переселение на далекие восточные земли империи.
Если в
Петербурге еще думали, что эти переселенцы будут осваивать здесь земли, то
местная администрация и конвоиры относились к ним как ссыльным и бунтовщикам.
Поэтому взаимопомощь единоверцев было главным спасением. Реальность заставляла
сторонников разных древлеправославных толков держаться вместе. Поэтому
столкновения на почве духовных изысканий и толкований были крайне редки.
За
соблюдение старых обрядов в большинстве семейских сел Бурятии следили
уставщики. Из-за отсутствия попов (власти всегда старались их находить и строго
наказывать) они вели основные богослужения.
Поповщина
Часть
старообрядцев отстаивала идею о необходимости сохранения собственного
духовенства. Церковь Древлеправославная не могла, по их взглядам, существовать
без священников (попов). Они должны были совершать богослужения по старым
книгам и обрядам. Поповщина делилась на единоверческую, австрийскую
(белокриницкое согласие), беловодскую епархию.
После
раскола было немало священников, отходивших от обновленной патриархом Никоном
церкви. Как говорили раньше, перебегали. Оттого и название было беглопоповщина.
Этот толк нашел поддержку среди посадского люда и предпринимателей.
Матвей
Геденштроль, исследователь, ученый о семейских Забайкалья, писал: «По большей
части они имеют беглого попа. Главное достоинство коего, по их мнению, должно
состоять в том, чтобы он не имел паспорта и привезен был из их монастырей
России, куда для него посылают нарочных людей с большими издержками. Они держат
попа в скрытных местах под самым строгим надзором».
Белокриницкое согласие
В 1832
году в Москве состоялся Большой Рогожский собор. Собравшиеся на нем депутаты от
старообрядцев с разных концов страны постановили найти своего епископа. Чтобы
избежать давления от Синода было решено учредить место пребывания будущего
епископа за рубежом. Влиятельные купцы и предприниматели на свои средства снарядили
посольство для отыскания епископа и устройства за границей старообрядческой
архиерейской кафедры.
Выбор пал
на небольшой монастырь, основанный старообрядцами с берегов Черного моря, в
урочище Варница. По-молдавски оно называлось Фантына-Алба, что в переводе
означало Белая криница.
Определившись
с местом, послы от старообрядцев России, иноки Павел и Алимпий прибыли в
Константинополь с надеждой здесь найти будущего епископа древлеправославия.
Они обратились к греческому иерарху, находящемуся на покое. Это был Боснийский митрополит Амвросий. 28 октября 1846 году, несмотря на опасность со стороны российских властей, он изъявил желание присоединиться к старообрядческой Церкви. Этот день считается днем восстановления древлеправославной иерархии в Русской Церкви.
Они обратились к греческому иерарху, находящемуся на покое. Это был Боснийский митрополит Амвросий. 28 октября 1846 году, несмотря на опасность со стороны российских властей, он изъявил желание присоединиться к старообрядческой Церкви. Этот день считается днем восстановления древлеправославной иерархии в Русской Церкви.
Белокриницкое
согласие, одно из самых влиятельных направлений, нашло поддержку и сторонников
среди семейских Забайкалья, в частности, среди приверженцев беглопоповщины.
Беспоповщина
Сторонники
этого толка не признавали попов. Они считали, что со времен Никона православная
церковь оступилась от истинной веры. А истинно верующих священников попросту не
осталась. Осталась только долгогривая братия, суть которых не служение Господь
Богу, а служение Антихристу.
Поэтому
каждый истинный христианин есть сам священник, имеющий связь с Богом. Они
ссылались на слова ранних деятелей христианской церкви, того же Иоанна
Златоуста. «сами себя освящайте», «сами себе священниками бывайте».
Среди
беспоповщины выделялись два основных толка. Поморский – распространенный на
севере России. Федосеевского толка придерживались выходцы из Пскова и
Новгорода. Основатель Феодосий Васильев. Его сторонники вели аскетичный образ
жизни. Были непримиримы самодержавию. Молились не за царя, а самодержавие. Не
платили налогов, уклонялись от службы в армии и в органах власти.