15 нояб. 2011 г.

Самопроявившаяся буддийская мантра на скале




Оксана, давняя хорошая знакомая, позвонила и в своей немного торжественной манере предложила поехать в Аранжан.  «Куда?», – переспросил я. О том, что это одно из главных буддийских мест Бурятии, честное слово, до этого звонка не знал. 

«Там на скале проявилась мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ». – ответила она. Правда не уточнила, что это произошло двести пятьдесят лет назад. Во времена прихода в бурятские степи первых буддийских монахов из Монголии и Тибета.   

«Будет обряд поклонения лусам, духам воды. Договорились, что его проведут ламы Мурочинского дацана, – добавила она, – за сутки до обряда есть мяса нельзя, лук, чеснок тоже. И возьми паспорт, без него тебя высадят из автобуса на въезде в Кяхтинский район». 

В суете дней мне не удалось соблюсти указание не есть мяса. Я забыл, что на следующий день поеду в Аранжан и съел на обед сочный мясной шарбин, о чем конечно, жалел. 

Ранним утром паломники-буддисты собрались у Театра Оперы и Балет. Автобус никуда не ехал, потому что пришлось ждать человека, который побежал домой за забытым паспортом. Тем временем люди в автобусе покупали ритуальные шарфы – хадаки, благовонные палочки, свечки, чтобы поднести их в святом месте. 

Наконец-то автобус выехал. Подъезжая к мосту, перекинутому через Селенгу, все увидели, что закрыт въезд на нужную нам полосу на мосту. Шел ремонт. ДПС открыли проезд через соседний старый мост, который громко сотрясался от проезжающих машин.

Регулировщик, уставший от утренней суеты, равнодушно показал рукой водителю нашего автобуса запрещающий сигнал, и заезжать на мост не разрешил.  Верующие бабушки сразу заговорили о препятствиях из-за нашей общей кармы.   
   
 Водитель же просто развернулся и поехал обратно через город по другому маршруту. Время пути из Улан-Удэ до Мурочинского дацана - 4 часа. Разговоры быстро стихли, останавливались всего два раза: на «стоянке Гэсэра»,  обошли по кругу солнца каменные глыбы священного места, и на въезде в Кяхтинский район в автобус зашел пограничник, быстро проверил паспорта и вышел.

Проехали Кяхту, славившейся и на востоке и на западе до конца XIX века своей чайной торговлей. Минуя этот городок, автобус ехал уже по грунтовой дороге.

Наконец показалась крыша Мурочинского дацана, где для утомившихся паломников уже приготовили чай и пищу. Мурочинский дацан или дацан «Балдан Брэйбун» – наследник первого бурятского буддийского монастыря, созданного на своей малой родине Первым Пандито Хамбо Ламой Доржи Заяевым с позволения императрицы Елизаветы Петровны. И чудесное появление священной буддийской мантры связано с его благородной деятельностью.  Говорят, что обнаружил ее именно он.  

Ритуальные молитвенные барабаны Мурочинского дацана

Я зашел совсеми в главный храм, поклонился перед перед статуями Будд и божеств и зажег свою лампаду. Затем вышел из храма и прошелся вокруг него, покрутил на немного покосившемся деревянном остове барабаны – хурдэ с молитвами внутри, зашел в малый дуган, где стояла каменная плита с высеченными буддийскими текстами, сделал обход – «гороо» ступы, посвященной первому Пандиту. 

Субурган первого Пандито Хамбо Ламы

Говорят, что на ее месте XII Пандито Хамбо Лама Даши Доржо Этигэлов нашел тайник, где хранились священные реликвии первого главного бурятского ламы. Это был знак того, что исполнилось пророчество первого Пандита о своем возвращении в этот мир через 75 лет после своего ухода из жизни. Его воплощением считался при жизни Даши Доржо Этигэлов. Находка реликвий была подтверждением этого мнения. 
 

Главный храм Мурочинского дацана

После чая мы отправились в Аранжан. Я решил подсчитать часы, прошли ли сутки, как я съел мясо и могу ли принять участие в обряде почитания духам воды – лусам. Они даруют удачу и благополучие верующим. И пока доставал деньги из кошелька, неудачно зацепился заусенцем за край чей-то визитки, показалась капля крови. Это был знак. 

Я решил, что мне нужно просто спокойно посидеть в сторонке от церемонии. По повериям, лусы терпеть не могут крови и запаха мяса. Ну что же, самое главное, что я приехал в Аранжан.


Маленький храм в Аранжане

От Мурочинского дацана до местности Аранжан езды 10 минут. Это место необычное, хотя весна еще здесь не наступила полностью - было не зелено, но несмотря на оголенные деревья и кустарники царило умиротворение и покой. 

Ламы открыли для паломников маленький молельный домик с алтарем внутри. В нем иногда проводят 3-х дневное затворничество ламы Иволгинского и Мурочинского дацанов. В течение этого времени они начитывают мантру Будды Сострадания - Арья Балы с раннего утра и до вечера. Разговоров вести нельзя, они могут произносить только мантры и молитвы. Не смотрят в глаза людям.  


Ранняя весна в Аранжане

Но всем не терпелось увидеть чудо. Где эти заветные шесть слогов ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ на отвесном утесе? Я, как и другие паломники, всматривался в небольшую скалу, пытаясь увидеть их, но тщетно. Кто-то предположил, что надо хорошо помолиться, чтобы увидеть их. Смятение, прошедшее по рядам паломников,  могло продолжаться еще долго, пока не подошел лама и рукой не показал на святую надпись.

Слоги виднелись, будто под саму шкуру камня аккуратно ввели иссиня-черную чернильную жидкость, и немного размашисто написали священные слоги на тибетском языке: ОМ А ХУНГ сверху, и чуть ниже мантру Авалокитешевары (по-бурятски «Арья Бала») ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. О том, что это рукотворное дело человека речи не было. Это настоящее чудо! Ламы верят, что Будда Шакьямуни оставил это знак, показывающий святую силу этого места.   

Слоги О А ХУМ!
На полке деревянного алтаря у скалы я зажег лампаду, и пытался возжечь благовонную палочку, но ветер задувал ее, несмотря на мои старания. И, пока у ручья шел обряд почитания лусов, я читал мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. Тибетцы за всю жизнь стараются начитать ее миллионы раз 

Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ

В Аранжане, когда находишь силы очиститься от лишних мыслей, сосредоточившись на духовной силе этого места, происходит подлинное очищение от плохого и болезней. 

Несмотря на дальнюю дорогу, сюда тянет, и я уверен, что приеду туда еще не раз, ведь я только слегка приоткрыл дверь к пониманию.    

ТЕКСТ: КЛИМЕНТИЙ ФЕДОРОВ
УЛАН-УДЭ - МУРОЧИНСКИЙ ДАЦАН - АРАНЖАН

май 2011





-->